Планирование эксперимента

1) разработка последовательности действий, необходимых для проведения экспериментов; 2) раздел математической статистики, в котором разрабатываются методы оптимизации планов экспериментов для оценки функции и параметров, выражающих зависимость между различными величинами. П. э. предполагает последовательное решение следующих вопросов (после формулирования цели, задачи и исходной гипотезы исследования): 1) осуществляется выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы; 2) выделяются переменные, оказывающие существенное влияние на эксперимент; 3) выбирается метод выравнивания неэкспериментальных переменных; 4) выбирается логика организации эксперимента; 5) определяются условия эксперимента и создания экспериментальной ситуации; 6) выбираются индикаторы и способы контроля протекания эксперимента; 7) определяются методы фиксации и проверки эффективности результатов. План проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими особенностями. Существуют, однако, методические приемы, облегчающие планирование. Они основаны на выделении трех видов планов: доэкспериментальные; экспериментальные; квазиэкспериментальные. Доэкспериментальные и экспериментальные планы классифицируются на основании двух показателей: наличие или отсутствие контрольной и экспериментальной группы, наличие или отсутствие тестирования до и после экспериментального воздействия. Каждый план отличается от другого тем, насколько полно представлены в нем комбинации предварительного и последующих тестирований в контрольной и экспериментальной группах: наличие контрольных групп и дополнительного тестирования повышает обоснованность экспериментальных планов. Квазиэкспериментальные планы позволяют устранить некоторые недостатки и несовершенства традиционных планов эксперимента в социальных науках. Подобно тому, как говорят о валидности измерения, можно говорить о валидности эксперимента. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. Внутренняя валидность это тот минимум, без которого не может быть интерпретирован ни один эксперимент: действительно ли именно данное экспериментальное воздействие привело к изменениям в эксперименте? К внутренней валидности относятся, например, такие переменные, как фон конкретных событий, эффект тестирования, факторы отбора испытуемых и т. д. Если такие переменные не контролируются в экспериментальном плане, то они могут дать эффект, который смешивается с эффектом экспериментального воздействия. Внешняя валидность относится к возможностям обобщения выводов эксперимента: насколько полученные результаты выходят за рамки данного эксперимента, на какие ситуации могут быть распространены результаты эксперимента. К факторам, ставящим под угрозу внешнюю валидность (репрезентативность) эксперимента, относятся, например, такие, как эффект взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия, условия организации эксперимента и др. В математической теории П. э. широко используются методы статистической проверки гипотез, оценка значимости статистических показателей, дисперсионный анализ.

Просмотров: 1163
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • Валидностъ эксперимента
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • валидность эксперимента
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Валидность эксперимента
  • валидность эксперимента внешняя
  • Валидность эксперимента внешняя
  • Валидность эксперимента внутренняя
  • валидность эксперимента внутренняя
  • Внутренняя валидность эксперимента
  • Единство теории и эксперимента
  • Метод педагогического эксперимента
  • метод эксперимента
  • надежность эксперимента
  • Надежность эксперимента
  • ненадежность эксперимента
  • ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Планирование эксперимента
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Планирование эксперимента в стиле АБАБ
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Реализм эксперимента
  • РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента
  • ЭКСПЕРИМЕНТА УСЛОВИЯ:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь