Панельное исследование

один из видов социологического исследования, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения. При помощи ретроспективных вопросов некоторая временная информация может быть получена от респондентов и в единичном исследовании. Однако лишь панельный тип исследования может предоставить данные, содержащие изменения мотивов, установок, мнений. Понятие П. и., как метода сбора данных, необходимого для изучения причинных связей, ввел в 40-х годах П. Лазарсфельд. С тех пор данный метод утвердился в практике исследования общественного мнения, в коммерческих и политических исследованиях. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после» (например, опрос до выборов и после). С внедрением в социологии лонгитюдной стратегии исследования, заимствованной из методического арсенала психологии развития, границы применения панельного метода расширились. Лонгитюдная стратегия предполагает продолжительное изучение определенной когорты населения, поэтому в П. п. этого типа стало возможным изучение процессов, имеющих более продолжительный временной масштаб, связанных с жизненными циклами индивида и поколения (таких, как социализация молодежи, этапы развития семьи и др.). На сегодняшний день П. и. (и особенно его лонгитюдный вариант) является наиболее сложным в организационном плане, довольно дорогостоящим исследовательским проектом главным образом из-за большой продолжительности, а также необходимости поиска всех респондентов для опроса в последующих этапах исследования. Потери членов панели со временем, конечно, неизбежны. Даже в краткосрочных исследованиях на каждом этапе обычно теряется от 5 до 10 % начальной выборки. «Смертность» панели может создать проблемы при анализе полученных данных, так как вызывает систематические смещения в выборке. Поэтому, во избежание значимых потерь, надо иметь достаточно полную информацию о респондентах, необходимую для их поиска, проявить должное упорство в розыске труднодоступных респондентов, а также уделять серьезное внимание специальным мерам, снижающим вероятность отказов. «Эффект панели» (или «эффект тестирования») является еще одной проблемой, возникающей лишь в П. и., так как полученная временная информация может быть искаженной от того, что члены панели чувствуют влияние продолжительного наблюдения и, в частности, приспосабливаются к инструментарию и процедурам исследования. «Эффект панели» можно контролировать подключением к опросу контрольных групп.

Просмотров: 2824
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Данные исследования
  • ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ДИЗАЙН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТАПЫ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Методика социологического исследования
  • МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методология социологического исследования
  • Методология социологического исследования 
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Программа социологического исследования
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Структурные изменения общественности и исследования Хабермасом гражданского общества
  • ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Техника социологического исследования
  • ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО)
  • ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА
  • Этапы социологического исследования
  • ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь