загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
А. Ф. Лосев. ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Глава VII. "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ" - Психология искусства - Выготский Л.С. - Общая психология
Коммуникативные упражнения
Лекция девятая. Социальная структура постиндустриального общества. - Современное постиндустриальное общество - природа, противоречия, перспективы - В. Л. Иноземцев - Общая психология
Личности типология, по Шпрангеру
Методика "Исключение лишнего"
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Новогодний сценарий «Новый год в Простоквашино»
Рисуночный тест «Кактус». Проективная методика диагностики личности.
СЛОВАРЬ - Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий - Самохвалов В.П. - Общая психология
Упражнение «Мотивация»
Упражнения личностного роста

Общесоциологическая теория

наиболее высокого уровня общности теория в структуре социологии, которая отражает основные, определяющие закономерности и тенденции становления, развития и функционирования социальных общностеи. Эта теория является фундаментальной по отношению как к прикладным социологическим исследованиям, так и к отраслевым областям социологического знания, а также к специальным социологическим теориям, фиксируя через посредство всех этих теорий социологические законы как бы в «чистом виде», на основе идеализации и абстрагирования. На основе О. т. разрабатывается понятийно-категориальный аппарат социологии, развивается система социологического знания и познания, конкретная методология, методика и техника социологических исследований, интегрируются все отрасли и направления социологического знания в единую целостную систему научную социологию. Она же является связующим звеном социологии с общеметодологическими науками (см. Исторический материализм) и другими формами частнонаучного обществознания, а также с практикой. Эмпирическим базисом О. т. являются данные прикладных, отраслевых и специальных социологических исследований. Если отраслевые, прикладные и другие социологические исследования отражают объекты своего анализа с учетом конкретных пространственных, временных, социально-культурных факторов и условий их существования, то задача О. т.представить их в качестве идеализированных объектов или абстрактных предметов и т. д., т. е. логически смоделировать их в «чистом» виде, «очистить» от случайного, показать общее и особенное, вскрыть существенные связи, отношения и закономерности изучаемых социологией объектов. Это позволяет исследователю двигаться не только от эмпирического объекта к знанию, к теории (что, как известно, является естественным историческим путем становления научного знания), но и идти от теории, от знания к объекту, т. е. как бы «априорно» предвидеть и предсказывать некоторые свойства и закономерности развития социальных объектов, не прибегая к их непосредственному эмпирическому обследованию, а лишь опираясь на знание (теорию) ранее изученных сходных объектов. Роль и значение О. т. в структуре социологии как науки можно условно сравнить с теоретической физикой или общей биологией в системе соответствующих наук (физика, биология), которые исследуют общие закономерности в своих предметных областях, связывают теорию с практикой, а также с другими смежными отраслями науки, в том числе и с философией как своей общеметодологпческой и мировоззренческой основой. Хотя предмет социологии определен и она институционализировалась как самостоятельная общественная наука, тем не менее следует отметить, что в советской социологической литературе еще не выработана общепринятая концепция предмета О. т., а значит, и сама эта теория. Некоторые авторы отождествляют О. т. с научным коммунизмом, называя его «формационной социологией», другие рассматривают исторический материализм в качестве О. т., пытаясь разграничить в нем социально-философскую теорию как составную часть философии марксизма и науку об обществе как О. т., образующую высший структурный уровень системы марксистсколенинской социологии. Подобный подход, на наш взгляд, неправомочен, т. к. имеются существенные различия между философской и частнонаучной формами знания. Становление научной социологии органично связано с диалектико-материалистической философией, методология и научные принципы которой покончили с абстрактными, внеисторичными, априорными идеалистическими теориями общества. Марксизм впервые поставил «социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, ...установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 1. С. 139). Исторический материализм разрешил проблемную ситуацию, сложившуюся к XIX в., которая обусловила развитие двух основных направлений в современном познании общества и человека, базирующихся на принципах материализма и идеализма. Возникший в первой половине XIX в. кризис социального познания обнаружил несостоятельность как абстрактно-философских концепций общества и человека (философия, философия истории), так и описательного эмпиризма историографии и стал одной из причин возникновения буржуазной социологии и материалистического понимания истории. Исторический материализм с философских позиций ответил на возникшие проблемы что такое общество, как оно возникает, каковы механизмы его развития и критерии, раскрыл общие принципы и методы его познания. Эти же вопросы (причем в значительной мере в философском аспекте) безуспешно решала с идеалистических позиций возникшая буржуазная социология, начиная с О. Конта, чей «великий закон трех стадий» скорее был философским, а не социологическим «открытием». Поэтому и исторически, и логически материалистическое понимание истории на том этапе недифференцированного обществознания в определенной мере выполняло роль О. т. Исторический материализм как самая общая социально-философская теория с позиций материализма раскрывает сущность общества как целостной системы, развивающейся на основе исторических типов способов производства, что ведет к смене конкретно-исторических форм общества общественно-экономических формаций. Исторический материализм раскрыл взаимосвязь и взаимозависимость общественных отношений, содержательное богатство их типов и форм и показал, что совокупность этих отношений не только образует конкретно-историческую форму общества, но и определяет исторические типы людей личностей, субъектов общественных отношений. Социально-философская теория марксизма раскрыла закономерности общественного развития, показала взаимосвязь общества как целого с образующими его подсистемами (базис, надстройка, социальная структура, культура и т. д.), что позволило рассматривать любое социальное явление или процесс в контексте целого (общества), через совокупность определяющих его детерминант. В 20-е гг. XX в. исторический материализм рассматривали как О. т. марксизма. В конце 50-х начале 60-х гг., когда возродились ликвидированные сталинизмом социологические исследования в нашей стране, стала все четче определяться предметная область марксистско-ленинской социологии, в ходе дискуссий о ее предмете и структуре была признана иерархическая структура социологического знания, в которое (при наличии различных вариантов) включались исторический материализм как О. т., социологические теории среднего уровня (специальные социологические теории), конкретно-социологические исследования и т. п. Между историческим материализмом и социологией существует связь: без социально-философской теории общества научно обоснованные социологические исследования невозможны. Эта связь осуществляется в мировоззренческом, гносеологическом, логическом и методологическом аспектах, она выражается в общеметодологической направленности социологического познания, в установлении общих ч локальных связей между явлениями, причинно-следственных зависимостей, взаимоотношений общего особенного единичного в границах целого, она воплощается в использовании всеобщих принципов, законов и категорий марксистско-ленинской философии для познания социологических объектов. Об этой органической связи между социально-философскими концепциями общества, общими гносеологическими принципами и социологическими теориями и исследованиями свидетельствует и история буржуазной социологии, где каждая школа или направление вынуждены принимать в качестве методологии определенные философские, социально-философские либо, даже, естественно-научные концепции (например, органицизм, социал-дарвинизм, эмпирическая школа) или же конструировать их в рамках собственной социологической системы («философия социологии» Г. Зиммеля). В последнее время в связи с развитием социологических исследований, с углублением предметной специализации социологии накоплен достаточный научный материал, дающий все основания не рассматривать сложившуюся теорию исторического материализма как О. т. и не включать ее в структуру социологии. Уже в 50-х гг. были признаны несостоятельными попытки разграничения «философского» и «социологического» аспектов в историческом материализме за невозможностью провести четкие границы между ними, тем более что исторический материализм не самостоятельная наука, а составная часть органически единой философии марксизма. Следует учитывать также предметную специфику исторического материализма и социологии как философско-мировоззренческой и частнонаучной форм знания. Включение исторического материализма в социологию на том основании, что исторический материализм методология социологических исследований, также неправомочно, поскольку последний в такой же мере является методологией для других наук об обществе, однако на этом основании никто не включает его в качестве структурного уровня какой-либо частнонаучной дисциплины. В противном случае исторический материализм можно было бы рассматривать и как структурный элемент научного коммунизма, исторической науки, этики и пр. Предметом исторического материализма является всеобщее в истории, социологии общее, особенное и единичное в социальной жизни общностей. Исторический материализм фундаментальная наука об историческом процессе, социология фундаментально-прикладная наука об обществе. Они различаются и по методам философские методы не заменяют специально-научных. Перечисленные различия не дают оснований рассматривать исторический материализм как О. т., тем более что она несет специфическую нагрузку в структуре социологической науки как нефилософская теория, без которой предмет науки социологии будет неполным. В нашей социологии, по сути, еще не создана О. т., она не существует как целостное образование, организующее понятийный аппарат данной науки и выступающее в качестве ее ядра, основы. Таким образом, нашей социологии еще предстоит выработать О. т., охватывающую общие, массовые закономерности и тенденции возникновения, становления и развития социальных общностей, их социальной жизни.

Просмотров: 2873
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.






Другие новости по теме:

  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, или материалистическое понимание истории
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории)
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Ортодоксальный марксизм (развитие) в социологии
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (СРЕДНЕ-УРОВНЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)
  • Социология марксизма (исторический материализм)
  • Социология марксизма (исторический материолизм)
  • СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь