Качество социологического исследования

одна из наиболее общих характеристик его научной и практической значимости, зависящая в целом от уровня его подготовки и организации, квалификации исследователей и определяющая в конечном итоге степень надежности и ценности полученных результатов. Как системный процесс социологическое исследование включает в себя в качестве компонентов взаимодействие субъекта (исследователя) с объектом исследовательской деятельности и с окружающей их средой, а также взаимодействие самого объекта с этой средой. Поэтому К. с. п. зависит от свойств субъекта, объекта, среды и тех звеньев, которые опосредуют их взаимодействие. Например, К. с. и. зависит от таких характеристик субъекта, как знания об объекте исследования, умение пользоваться существующими и создавать новые исследовательские средства, программы, ценности, которыми он руководствуется, и т. п.; от таких характеристик объекта исследования, как его сложность, социальная значимость неисследованных аспектов предмета исследования и т. п. Социологическое исследование как целенаправленная познавательная деятельность характеризуется целью, средством и результатом. Поэтому К. с. и. зависит от качественных характеристик дели, средств и результата исследования, а также от отношений между этими; составляющими, от их соответствия друг другу. Другой план рассмотрения исследованиядинамический, процессуальный. В этом плане К. с. и. зависит от характеристик процесса исследования. Исходя из этого, понятия, описывающие качество (качественность) социологического исследования, могут быть определены путем выделения таких характеристик цели, средств, процесса и результата исследования, которые, во-первых, соотносят исследование с потребностями социальной системы, в рамках которой оно проводится, во-вторых, описывают связь одних характеристик с другими, степень их соответствия друг другу. С этой точки зрения можно выделить две основные характеристики качества цели исследованияважность (значимость) и реалистичность (вероятность ее достижения). Качество средств исследования определяется результативностью (степенью достижения цели, которую обеспечивают данные средства) и эффективностью (отношением результативности к затратам). При этом следует учитывать и социальную, а не только экономическую эффективность, т. е. отношение социальной и экономической результативности к социальным и экономическим затратам. Кроме того, учета требуют затраты не только исследователей, но и исследуемых. В частности, затраты исследователей характеризуются трудоемкостью, экономичностью, оперативностью и т. п. (экономические затраты) и долей малоквалифицированного и непривлекательного труда (социальные затраты). Затраты (издержки) исследуемых характеризуются трудоемкостью выполнения заданий исследователя, этичностью способов использования средств исследования и их психологической травматогенностью и т. п.

Просмотров: 1258
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ДИЗАЙН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЗАТРАТЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
  • КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Методика социологического исследования
  • МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методология социологического исследования 
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Обоснованность социологического исследования
  • Организация социологического исследования
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Практическая значимость исследования
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Программа социологического исследования
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Рабочий план прикладного социологического исследования
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Техника социологического исследования
  • ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Цели и результаты социологического исследования
  • Эмпирическая схема объекта исследования
  • Этапы социологического исследования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь