Рефлексивные технологии в управлении СМИ

Наиболее инвариантные и эффективные механизмы формирования и разрушения субъектности связаны с воздействиями на рефлексивные структуры сознания. С. Л. Рубинштейн выделил 2 базовых способа существования человека как субъекта жизни: жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в к-рых живет человек (реактивный способ существования), и рефлексивный, когда сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. В изменяющемся обществе особенно актуален рефлексивный способ, что связано с высокой динамикой процессов самоопределения человека и соорганизации индивидов для осуществления властных полномочий, развития личности, общества и государства. Самая важная психол. проблема в изменяющемся обществе - это проблема стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни. В контексте рефлексивного подхода можно выделить 2 типовые альтернативные схемы: «Схема развития» (опирается на стимулирование и поддержку рефлексивного способа жизнедеятельности) и «Схема рефлексивного программирования» (опирается на стимулирование и эксплуатацию реактивного способа жизнедеятельности). 1. «Схема развития» включает след. процедуры: А. «Фиксация разрыва, ранее сложившейся жизнедеятельности» - формирование состояния готовности к принятию новых форм жизнедеятельности. Субъект сам приходит к осознанию того, что надо что-то менять и как-то жить иначе, или ему оказывают в этом помощь. Б. «Актуализация рефлексии», как единственной возможности самому создать, осознанно выбрать новую форму жизнедеятельности, а также организовать процесс перехода к новой форме жизнедеятельности. Помощь извне в данной процедуре крайне важна, ибо совершить, как иногда говорят, «рефлексивный выход» за пределы своей жизнедеятельности, сделать ее объектом исследования и соотнести с новой формой жизнедеятельности весьма сложный процесс, требующий иных, чем для осуществления жизнедеятельности, методов и средств. В. »Рефлексивная кооперация» - поддержка субъекта, совершившего «рефлексивный выход» за пределы сложившейся жизнедеятельности, выход в рефлексивную позицию. Такого рода помощь определяет основу совр. представлений гуманистической психологии. В этих подходах ведущая ориентация на обеспечение свободы личности, а не на «навязывание» человеку внеш. советов и рекомендаций. При использовании «схемы развития» человек является подлинным субъектом развития своей жизнедеятельности, кроме того, он и сам развивается, ибо процедура актуализации рефлексии либо провоцирует переход с реактивного способа жизнедеятельности на рефлексивный, либо закрепляет рефлексивный способ жизнедеятельности, оснащая субъекта новыми средствами более эффективной работы. Можно утверждать что «Схема развития» является благом для общества и максимально ориентирована на свободную развивающуюся личность. 2. «Схема рефлексивного программирования» включает след. процедуры: А. «Разрыв, ранее сложившейся жизнедеятельности». Б. «Рефлексивная блокада» - блокировка «несанкционированных» кем-то рефлексивных процессов, фактически лишение субъекта возможности самостоятельно осуществлять осознанное создание или выбор новой формы жизнедеятельности. В. «Социальная изоляция» - блокировка «несанкционированных» кем-то информационно-психол. воздействий социального окружения, фактически лишение возможности влияния на процессы создания или выбора новой формы жизнедеятельности ближайшего социального окружения. Г. «Рефлексивное программирование» - навязывание субъекту заранее предопределенных кем-то представлений, точек зрения, позиций, мнений и др. психич. образований с целью сформировать принятие предлагаемой нормы жизнедеятельности. При использовании Схемы «рефлексивного программирования» человек превращается в объект управления. Все процедуры данной схемы способствуют закреплению «реактивного способа жизнедеятельности» и никоим образом не способствуют развитию личности. Эти процедуры явно ограничивает свободу личности. Эта схема априорно таит в себе зло для общества, т. к. ориентирована на превращение людей в бессознательных роботов, к-рыми легко управлять в интересах др. субъектов. Можно утверждать что «Схема рефлексивного программирования» является злом для общества и максимально ориентирована на превращение человека в робота. Лит.: Емельянов Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3; Лепский В. Е. Рефлексивный анализ политического PR в России: аспект построения гражданского общества // Рефлексивное управление. Сборник статей. Межд. симпозиум 17-19 октября 2000, М. 2000; Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М., 1996; Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976 ; Lefebvre V. Algebra of Conscience. Dordrecht-Boston-London.: Kluwer Academic Publ., 2001. В. Е. Лепский

Просмотров: 1233
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Биологический способ жизнедеятельности
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста»
  • Механицизм как особый способ исследования
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)
  • Охрана безопасности жизнедеятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Помощь для женщин
  • ПРАКТИКУМ РЕФЛЕКСИВНЫЙ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕФЛЕКСИВНЫЙ/РЕФЛЕКСИВНОСТЬ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Среда (среда жизнедеятельности)
  • Среда (среда жизнедеятельности)
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Ценности жизнедеятельности
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь