Модели СМК: модели конструирования социальной реальности

Коммуникативная модель М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич (S. J. Ball-Rokeach, M. L. De Fleur) предполагает структурную взаимозависимость между СМК, их аудиторией и социальной структурой. В совр. обществе СМК является таким же активным и полноправным элементом социальной ситуации, как и социальные группы и индивиды, причем индивиды попадают во все увеличивающуюся зависимость от информации СМК, используя ее для ориентации в своем собственном социальном окружении. Степень этой зависимости варьирует в соответствии с 2 условиями: 1) уровнем нестабильности общества и 2) положением СМК среди др. источников информации. Чем нестабильнее общество, тем выше его потребность в информации, ориентировании, определении, установлении приоритетов и ценностей, что стимулирует процесс коммуникации. СМК, с др. стор., могут находиться на разл. ступенях развития и соответственно иметь разные возможности в удовлетворении потребностей социальной системы и аудитории. Чем выше уровень развития СМК, тем более центральное место они занимают в обществе и тем больше зависимость от них аудитории. Авторы также разработали процессуальную модель того, как эта зависимость работает для отдельных членов аудитории. Модель основывается на когнитивно-рациональном подходе, к-рый подразумевает логическую связь между открытым содержанием СМК и мотивами удержания внимания. Активный пользователь СМК выбирает конкретное содержание, основываясь на собственных потребностях. У «невыбирающих» членов аудитории эти потребности могут быть активизированы, но также есть вероятность, что они прервут процесс. Чем сильнее переживается потребность или зависимость, тем больше когнитивная и аффективная активация, глубже вовлеченность в процесс просмотра и больше шансов получить заданный эффект. Важная черта процессуальной модели - акцент на динамической и кумулятивной природе отношений зависимости, возникающих между аудиторией и СМК. Коммуникативная модель И. Ито (Y. Ito), разработанная в Японии и сходная по содержанию с моделью М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич, - модель «доминирующего мнения». Специфика японского социального уклада в тот период времени заключалась в том, что люди были склонны доверять политикам, считая, что те гораздо лучше разбираются в сложных вопросах, чем простые японцы. Существует специальный институт «оками» («люди над нами»). Если премьер-министр выступит в СМК, содержание его выступления окажет большее влияние на общество, чем критические комментарии. В 1990-х гг. эту идею расширил И. Ито, к-рый предположил: если 2 из 3 компонентов обществ. жизни - правительство, СМК, массы - согласны между собой, то они оказывают давление на третий компонент. Исследования, проведенные в Японии, подтвердили, что представление о доминирующей и манипулирующей роли одного из этих компонентов является слишком упрощенным. СМК оказывают значительный эффект только тогда, когда они занимают позицию большинства в триаде. Лит.: Ball-Rokeach S. J., De Fleur M. L. A dependency model of mass media effects // Communication Res. 1976. № 3; DeFleur M. L., BallRokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989; Ito Y. Mass communication theories from a Japanese perspective // Media, culture and society. 1990. V. 12 (4). Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова

Просмотров: 2062
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
  • Медицинская модель социальной работы
  • Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модель «волшебной пули» Лассуэлла
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель культивирования Гербнера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • Модель зависимости трудовых показателей от уровня стресса
  • Модель опеки (Опекунская модель)
  • МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЛАБОРАЗВИТОГО,
  • Обработка социальной информации
  • ПАРАЛЛЕЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (ПРОИ), МОДЕЛИ
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
  • Развития личности обобщенная модель
  • Рокич Мендель|Мильтон | ROKEACH, MENDEL|MILTON (1918- 1988)
  • Российская модель системы социального партнерства
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь