Межличностное познание: способы

Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940-е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к-рой занимает понятие категоризации. Категории, по Брунеру, это правила, по к-рым предмет относится к опр. классу. Перцептивная деятельность опосредуется гипотезой, к-рая формирует опр. ожидания от восприятия, и в результате ее проверки принимается решение о категоризации полученной информации. Когнитивистский подход к социальному познанию представлен теориями когнитивного соответствия. В отеч. психологии вопрос о содержании познавательного процесса, направленного на оценку человека человеком, рассмотрен в работах А. А. Бодалева и Г. М. Андреевой. А. А. Бодалев рассматривает это явление как непрерывный процесс приема и переработки информации, позволяющий осуществлять совместную деятельность людей. Информация, поступающая в процессе такого взаимодействия к каждому участнику, имеет сложную структуру. Одна часть этой информации непосредственно идет от участников совместной деятельности; вторая - от восприятия своего состояния и результатов своей активности, третья определяется условиями, в к-рых совместная деятельность протекает, четвертая отражает общий итог деятельности. Эффективность восприятия информационных сигналов во многом определяется содержанием эталонов оценивания, а также качеством обратной связи. Выделено 3 типа информации, поступающей к индивиду в ходе его взаимодействия с др. людьми: 1) общеосведомительная информация об устойчивых характеристиках человека, к-рая способна накапливаться и сохраняться длительное время для оценки его возможностей в будущем; 2) конкретно-осведомительная информация, касающаяся поведения данного человека в рамках актуальной деятельности; 3) оперативно-регулятивная информация о состоянии и возможностях человека в данных момент (используется немедленно). Г. М. Андреева выделяет 4 этапа усвоения социальной информации, имеющих следующие названия: внимание, переработка, категоризация и кодирование. В сложных случаях здесь могут использоваться эвристические приемы, к-рые, с одн. стор., дают возможность существенно облегчить человеку процесс познания, сделать его более кратким и эффективным, а с др. - могут приводить к ошибочному восприятию объекта. В психологии социального познания термин «эвристика» обозначает правило, применяемое людьми при высказывании суждения, основанного на недостаточной, неопр. или трудной для анализа информации. Проблема повышения качества М. п. рассматривается в работах Н. А. Рождественской и В. М. Писаренко. Авторы выделяют 6 основных принципов, на к-рые следует ориентироваться в процессе познания личностных особенностей человека. М. п. рассматривается как один из видов познавательной деятельности, к-рая имеет специфическую структуру, определяемую влиянием совокупности внутр. и внеш. факторов и обладающую только ей присущими свойствами. Как и любая другая деятельность, она содержит: цель, предмет, средства, операционный состав, продукт, а также ориентировочную основу деятельности (ООД). Целью М. п. является оценка опр. психич. качеств человека, понимание причин его поведения и прогнозирование поступков в будущем. Его предметом являются разл. проявления психич. качеств: поступки, действия, мимика, пантомимика, манера О., манера одеваться, говорить и т. д., внеш. факторы, влияющие на человека, а также информация, получаемая извне. Операционный состав определяют логические способы познания и житейские представления людей о психич. качествах человека - стереотипы, эталоны, имплицитные теории личности и прочее - составляют средства М. п. Способы познания должны базироваться на следующих принципах: использование адекватных и существенных критериев оценки; всесторонний охват личностных свойств человека; анализ взаимодействия конкретных факторов, влияющих на человека (личностных свойств, эмоционального и функционального состояния в опр. момент, здоровья, окружающих людей, разл. обстоятельств и условий жизни); анализ личностных свойств в развитии; проверка суждений о человеке в практической деятельности, типичной для него; вероятностный подход к оценке личностных свойств. Продуктом М. п. является образ познаваемого человека. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Рождественская Н. А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М., 2004. Н. А. Рождественская

Просмотров: 1286
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Алкоголь и деятельность человека
  • Безопасные условия для человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Здоровый образ жизни человека
  • Матрица профессионального поведения человека
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ
  • Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Психические состояния человека
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Цель жизни Человека
  • Экзистенциальное понимание человека
  • Эксплуатация человека человеком
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь