Методика самоконтроля педагогических воздействий. Л. М. Митина

Позволяет учителю выяснить: строится ли процесс как диалог или как монолог; характеризуется ли обратной связью или односторонностью; отличаются ли воздействия богатством репертуара или монотонностью и однообразием; превалируют ли информирующие и организующие или дисциплинирующие и оценивающие воздействия; оценка учащихся гибкая или стереотипная. Оценивающим может быть как сам учитель, фиксирующий во время урока виды и типы собственных воздействий на учеников с помощью специальной карты-схемы так и др. диагност (школьный психолог, коллега по работе, администратор школы). Наиболее информативным может быть вариант одновременного заполнения карты-схемы учителем и диагностом с последующим сравнительным анализом полученных данных. Методика выявляет след. воздействия и типы воздействий. Информирующие: монологические - описание, пересказ, повествование, сведения, иллюстрация, демонстрация; диалогические - доказательство как цепочка рассуждения, сокращенная аргументация, опровержение (прямое и косвенное), предположение, гипотеза, раздумья, диспут, обсуждение, риторический вопрос. Контролирующие: монологические - прямой односложный вопрос, прямой развернутый вопрос, исправление ошибок, опровержение мнения ученика, отказ от аргументации, прерывание ответа, игнорирование молчанием в ответ на вопрос ученика, несогласие и дополнение, несогласие и конфронтация (спор); диалогические - просьба высказать свое мнение, согласие, согласие и дополнение, согласие и повторение слов ученика, несогласие и возражение с критерием, принятие предложения, обсуждение предложений и просьб, наводящий вопрос, полемика. Организующие: монологические требование, напоминание о требовании, принуждение, т. е. санкционирование; диалогические - предложение, поручение, просьба, ответ, подсказка, помощь, инструктирование. Оценивающие: монологические - указание, перечисление оценок, предупреждение об отметке, выражение своего удовлетворения выполненной работой, пренебрежительная оценка способностей ученика, предвзятая оценка, замечания в процессе выполнения, сравнительная оценка ученика с присутствующими; диалогические - пожелание, критика недостатков с критерием, просьба высказать самооценочное суждение, просьба высказать взаимооценку (по отношению к товарищу), оценка общего состояния класса, ученика, самооценка учителя, самоисправление в случае неточности, сравнительная оценка успехов ученика прошлых и настоящих. Дисциплинирующие: монологические - прямое требование, предупреждение о наказании, называние имени нарушителя дисциплины, санкции, сарказм, едкая ирония; диалогические - порицающие замечания, намек, пауза, шутка, смех. чем больше сумма воздействий диалогического типа по сравнению с суммой воздействий монологического типа, чем больше сумма информирующих, контролирующих и организующих воздействий по сравнению с суммой оценивающих и дисциплинирующих, тем выше уровень мастерства педагогического О. учителя. Лит.: Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994; Она же. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. Л. М. Митина

Просмотров: 2402
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Авторитет ученика
  • Авторитет ученика
  • ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ (ВОПРОС КАФЕТЕРИЙ)
  • ВОПРОС и ОТВЕТ
  • Вопрос прямой
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
  • Методика «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности»
  • Методика «Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом „выбора из списка“»
  • Методика «Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе». Т. П. Скрипкина
  • Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина
  • Ответ вопросом на вопрос
  • Отношение ученика к учению
  • Оценка и принятие решений
  • ОЦЕНКА ТИПА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (или ДИАГНОЗ)
  • принцип единства внешних воздействий и внутренних условий
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • Психологическая оценка
  • психологическая оценка
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Риторический вопрос
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (ВОПРОШАНИЕ)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ЧЕТЫРЕ СТАДИИ УЧЕНИКА СУФИЯ НА ПУТИ СУФИЗМА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я УЧЕНИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь