АНАНЬЕВ Борис Герасимович

(1907-1972) - российский психолог, спец. в обл. психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и пед. психологии, истории и методологии психологии. Создатель онтопсихологии - дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека. Докт. пед. наук (1939), проф. (1940), действ. чл. АПН РСФСР (1955), действ. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленингр. школы психологии. Закончив Горский пед. ин-т во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (Ленинград). Одновр. преподавал в Академии коммунист. воспитания им. Н. К. Крупской (1934-1938). С 1937 по 1942 г. - зав. сект. психологии Ин-та мозга. В годы В. О. В. был начальником психол. кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им каф. и отделение психологии ЛГУ (1944-1951). Руководил науч.-исслед. ин-том педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновр. деканом ф-та психологии ЛГУ (до 1972). Длит. время руководил Ленингр. отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центр. совета. В начале своего науч. пути использовал методы рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психол.-пед. исследования, обосновал необходимость целостного изучения психич. развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки, 1935). Изучал историю психол. воззрений в России в XVIII-XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, к-рая осуществлялась в секторе психологии Ин-та мозга и на ф-те психологии ЛГУ. Им был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространств. ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном по отношению к иерархическому контуре нейропсихич. регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий (Психология чувственного познания, 1960; Восприятие пространства и времени, 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, к-рые группируются в 4 раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Б. Г. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, к-рые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психич. развития, открыты нек-рые закономерности организации интеллектуальных функций и др. психофизиол. структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психол. акмеологии (Человек как предмет познания, 1968). Ананьев - авт. большого количества работ по теории и истории психол. науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и мн. др. отраслей науки. Осн. труды: Очерки психологии, 1945; Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967; Теория ощущений, 1961; О проблемах современного человекознания, 1977. Н. А. Логинова, Л. А. Карпенко

Просмотров: 1486
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • биографические методы (в психологии)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Политической психологии школы
  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • предмет психологии
  • Предмет психологии труда
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Факторы риска в психологии развития
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Школы профессиональной психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь