«Значимый другой» в телевизионной коммуникации

Эффективность любого взаимодействия людей друг с другом связана с тем, насколько участники этого взаимодействия значимы др. для др. Понятие «Значимый другой» (З. д.) раскрывается через констатацию факта влияния одного человека на другого, в результате к-рого меняется внутр. мир последнего - ценности, установки, цели, потребности, интересы, убеждения, сценарии действий и поступков, отношения, идеалы. А. В. Петровским была предложена 3-факторная модель З. д., согласно к-рой меру личностной значимости и влияния человека в группе можно оценить по 3 факторам: 1) авторитету - признанию окружающими за значимым другим права принимать ответственные решения; 2) эмоциональному статусу значимого другого, его способности привлекать или отталкивать окружающих; 3) властным полномочиям или властному статусу. Круг значимых других одного взрослого человека включает порядка 20 лиц, среди к-рых могут быть и истор. и литературные персонажи. В их число попадают также медиаперсонажи - герои телевизионных передач, телевизионных ток-шоу, рекламы, кинофильмов, телесериалов, интернет-коммуникаций, радиопередач и т. д. Телевизионные персонажи имеют преимущество перед всеми др. медиаперсонажами в силу доступности и распространенности телевидения. Телевидение создает для человека новую среду О. - символическую или квазиреальную, к-рая использует тот же язык символов, образов, что и обыденное сознание человека. Для создателей телевизионного сообщения важно, чтобы представляющий это сообщение ведущий, герой телепередачи, герой телесериала – обладал качествами З. д.; для представителей телеаудитории важно, чтобы они сами являлись З. д. для создателей телепередач. Доминирующими характеристиками образа телекоммуникатора как З. д. являются личное обаяние, выразительность внеш. облика и демонстративность поведения. Для тележурналистов же (как показывают исследования) образ зрителя оказывается в нек-ром роде анти-З. д. Такого рода асимметричность телевизионного взаимодействия лежит в основе феномена разорванной коммуникации. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-н/Д, 1996. Е. Е. Петракова

Просмотров: 726
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Борьба за права человека
  • Воздействие в телевизионной коммуникации
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Естественные права человека
  • Жизненные сценарии в судьбе человека
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • Опросник черт характера взрослого человека
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека
  • Права человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь