Время  и пространство

категории соответственно характеризующие структуру изменения и устойчивости, процесса и состояния. В идеалистичекой философии принципиально, а в материализме чаще всего эти категории описывают физический мир, не распространяясь на идеальное бытие. Но в таком случае они не являются всеобщими. В коррелятивной онтологии всеобщность В. и П. гарантируется инвариантностью их отношения к изменению и устойчивости, которые тоже не сводятся к физическому движению и покою. В то же время учитывается их специфика в соотношении и изменением и устойчивостью каждого из базовых видов бытия. В объективной реальности В. и П. предстают как определенное соотношение между элементами тех множеств, которыми являются тот или иной процесс или состояние. В. есть структура изменяющегося множествас, а именно отношение между изменяющимся объектами любой природы, соответствующее степени различия их изменений по отношению к изменению объекта-эталона. Для физического В. таким объектом-эталоном является вращение Земли вокруг своей оси, для биологического В. таковым может выступать появление нового биологического вида, для исторического, допустим, переход к новой эпохе. Эти виды изменений существуют объективно, хотя выбор именно их в качестве эталона для измерения времени осуществляется субъективно. Но субъективный выбор тоже имеет вполне объективные основания: появление того нового качества, которое значимо для субъекта. Поскольку любое сущее многокачественно, оно в разных сотношениях может пребывать в разных временах. Допустим, вода достигла температуры кипнния за 10 минут. Это означает, что изменения во взаимодействии воды с тепловой энергией, позволившие получить данный результат, соотнесены с соотвествующими изменениями во вращении Земли вокруг своей оси. Однако в этом процессе происходили и иные изменения, не связанные с качеством перехода жидкости в пар, но, возможно, порождающие иные качества (к примеру, приобретение водой способности в определенной точке нагрева  вызвать ожог живых тканей). Такой подход справедлив и за пределами физического В. Так физически я, к сожалению, современник постмодернизма, но духовно могу быть современником Аристотеля или Тютчева. П. в объективной реальности также задается отношением различных элементов устойчивого множества любой природы к некоторому объекту-эталону, выступающему в качестве точки отсчета. В. объективной реальности выразимо пространственно как промежуток между различными моментами и количественно как интенсивность изменений в данный момент. В. и П. в рамках объективной реальности дискретны, разделяются на отдельные элементы, и потому являются предметами рационального научного познания и могут быть выражены в однозначных понятиях и формулах.  А.Бергсон обратил внимание на другую сторону изменения и соответственно времени, обозначив их как становление и «чистую» длительность» ((duree). Становление оказывается неделимым процессом, который совершается между начальным и конечным пунктами и всегда оказывается внутри; время этого становления также воспринимается как неделимое. И то и другое не поддается измерению и рациональному анализу , но дано лишь в переживании. С позиций коррелятивной онтологии это означает, что такое В есть характеристика субъективной реальности (напомним, что для нас субъективная реальность – всеобщий атрибут). П. в объективной реалности также не сводится к физической его разновидности и ообразует устойчивую систему координат в любой предметной области бытия: биологической, социальной, психологической и т.д. К пониманию П. субъективной реальности близко понятие «места», введенное М. Хайдеггером. Поскольку он не дает строгих определений, приходится полагаться на собственную интерпретацию: место есть устойчивый срез явленности единства времени как «чистой длительности» и пространства как «чистой протяженности», снимающейся в констатации наличного вектора сущего (под вектором понимается направленный отрезок, у которого указаны начало и конец; в обобщенном смысле указание вектора сущего есть указание его границ). В трансцендентной реальности В. выступает как вечность, тождественная мгновенью, «являет собой бесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый и всеобъемлющий», а П. в этом круге предстает как такой центр, который совпадает с бесконечной окружностью (Николай Кузанский). - Бергсон А. Восприятие изменчивости / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999; его же. Творческая эволюция / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999. Кузанский Н. Об ученом незнании / Кузанский Н. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1979. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 188-200; его же .Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 209-214; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 79-82; его же. Взаимодействие и время / Современная онтология - 3. СПб. 2009 (см. также в: http://vasagatovskij/narod.ru). Хайдеггер М. Искусство и пространство / Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Просмотров: 1419
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • А.Бергсон: жизнь. Творческая эволюция. Длительность
  • А.Бергсон: материя и восприятие. Материя и память
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Время, необходимое для возникновения звукового сигнала
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Социализация как результат
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Число как сущее в античности
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь