Категории

( от греч. кategoria высказывание, признак) – понятия в области философии. Философия есть категориальная рефлексия мировоззрения, основным вопросом мировоззрения (О.В.М.) является вопрос об отношении человека к миру. Поэтому философские понятия должны удовлетворять требованиям, позволяющим реализовать назначение философии относительно мира, человека и специфичных для него человекомирных отношений. К числу К. относятся понятия, которые: 1) являются всеобщими по крайней мере для одной из областей О.В.М.; 2) позволяют осуществлять мировоззренческую и методологическую функции философии, т.е. анализировать и обосновывать мировоззренческие идеалы и стратегию их реализации. Онтологические категории являются всеобщими относительно любого сущего в мире, включая человека. Но, к примеру, такие категории как личность или культура всеобщи относительно человека, а истина - относительно человеческого отношения к миру. Какой-то признак может обладать всеобщностью (например, наличие мягкой ушной мочки для человека), но, если он не обладает мировоззренческой и методологической значимостью в указанном выше смысле, то отражающее его понятие не становится категорией. По мере развития человеческого познания появляются новые категории и уточняется содержание уже имеющихся. Так в ХХ столетии в состав онтологических категорий вошли понятия системы, информации, самоорганизации и было существенно изменено представление о детерминизме посредством учета роли вероятности. Общие представления о категориях формируются в процессе развития человеческой деятельности, отражая всеобщие отношения в операциях деятельности и взамодействии любых сущих в виде графических схем. Онтология поднимает эти обыденные общие представления на уровень всеобщих понятий, определяя категории посредством их отношения к своим противоположностям (бытие и небытие, материальное и идеальное и т.п.) и указания их места в отражении всеобщей структуры взаимодействия и деятельности. - Сагатовский В.Н.Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 104-124; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 71-73; Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 63-65; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. Спб. 2004. С. 26-28; его же. Правила работы с всеобщими категориями / http://vasagatovskij.narod/ru; его же . О непонимании философии / http://vasagatovskij.narod.ru

Просмотров: 966
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Безопасные условия для человека
  • Жизнь и воля — центральные понятия философии Ницше
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЛИЧНЫЕ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общие понятия о памяти
  • Общие понятия о чувственном процессе
  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКО-ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Система онтологических (всеобщих) категорий
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • СУЖДЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФУНКЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь