Душа

(экзистенция) – категория, характеризующая глубинное основание субъективной реальности . В философской литературе нет четкого и общепринятого определения ни души, ни экзистенции. Тем более непонятным может выглядеть их отождествление. Под Д. издревле понималось нечто нематериальное, а поскольку материя сводилась к веществу, к этой физической форме своего существованния, то Д. рассматривалась как существующая вне физического пространства, а часто и вне времени (как вечная, бессмертная) и способная существовать вне тела. Материализм и материалистическое естествознание пытались свести психику к функции высокоорганизованной материи, и понятие Д. было объявлено устаревшим. Представление об Э. явилось результатом сомнения в возможности свести субъективную реальность к свойству материи как реальности объективной. Различные мыслители дают самые разные и, как правило, очень неопределенные характеристики Э.: как конечной или бесконечной в своем существовании, через её «открытость» другому, или трансценденции, отождествляемой с богом, или ничто и т.д. Между тем, если не забывать исходный момент противопоставления и Д. и Э. материи, можно выделить те инвариантные признаки, которые и делают их другим видом бытия, к материальному бытию нередуцируемому. Содержание обоих терминов сводится к следующему: Д. (Э.) есть доинформационное и необъективируемое основание субъективной реальности, задающее её направленность и характер интерпретации информации. неповторимым началом которого является Я; Д. может быть воспринята только через переживание. Эти признаки указываются в философии экзистенциализма, но затемняются разноголосицей в деталях и попытками давать такие характеристики, которые уже не могут быть выражены в строгих понятиях, что и порождает «красивую» неопределенность. Мы ограничились указанием функции и формулировкой «знания о незнании» (Николай Кузанский). Коррелятивная онтология рассматривает Д. (Э.) не только как антропологическую, но именно как онтологическую категорию, поскольку признает всеобщность субъективной реальности и, следовательно, её основания. Любое сущее в разных коррелятах выступает и как материальное, относящееся к объективной реальности и, в то же время, одушевлено. Разумеется, формы и степень этой одушевленности различны, но «сокровенное внутреннее вещей» (Т. де Шарден) является атрибутивным. Вопрос о материальном способе существования Д. (которая тоже является сущим и, стало быть, в определенном корреляте имеет материальную сторону бытия) остается открытым, рассматриваясь пока на уровне скорее натурфилософских гипотез о «тонком мире» или «энергоинформационных полях». То же самое следует сказать о времени существования различных душ и способах их взаимодействия с сответствующими «телами» (проблема реинкарнации и т.п.) . Это уже вопросы конкретно-научного, а не философско-онтологического исследования. - Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 45-47; его же. Вселенная философа. Второе издание, исправленное и дополненное. СПб. 2008. С. 63-65.

Просмотров: 804
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Второе значение образования как результата
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Душа как Солнце
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как?
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм -«как если бы»
  • Число как сущее в античности
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь