МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

- одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Любой М.к. носит уникальный характер. Межэтнические конфликты являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами. За каждым международным конфликтом - трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями. Толчком к М.к. могут стать как общие, так и совершенно конкретные, "ситуативные" причины, восходящие к особенностям того или иного региона. Противоестественно и разуму и человеческой природе видеть хотя бы малейший источник межнационального конфликта как заложенный изначально, "генетически" в тот или иной этнос, как его сущность. Взгляды зарубежных ученых на сущность М.к. Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей (К. Ледерер, Б. Бертон). Понятием, противоположным по значению конфликту (конкуренции, соревнованию - видам противостояния людей), является кооперация. Кооперация характеризуется взаимопомощью, сотрудничеством, взаимовыгодными отношениями. М.к. имеет экономические, политические, правовые и другие аспекты и параметры измерения. Национальная безопасность, суверенитет, этническая идентификация, интеграция являются фундаментальными понятиями при анализе М.к. Наличие противоречия - это условие возникновения конфликта, но не сам конфликт. М.к. могут разрешаться в конструктивной, либо в деструктивной форме. Если конструктивный путь является прежде всего поиском согласия взаимоприемлемых решений, то деструктивный путь означает применение угроз, давления, перехода к открытым вооруженным действиям между конфликтующими этносами. Западными учеными определены два основных подхода к анализу социального конфликта: структурно-функциональный (Т. Парсон) и конфликтная модель общества (Р. Дарендорф, И. Миллс). Признавая конфликт естественным состоянием общества, западные ученые настаивают на необходимости осуществлять регулирование, управление конфликтом, а также его прогнозирование и предупреждение (К. Боулдин). Одним из методов регуляции М.к., по их мнению, является национальная политика государства, а также институ-ционализация М.к. (см.: Институционализация межэтнического конфликта). Эффективным методом урегулирования М.к. является переговорный процесс (см.: Переговоры межнациональные). Взгляды на М.к. российских ученых. Российские ученые считают, что среди главных мотивов М.к. является мировоззрение национал-экстремизма (см.) -идеологии и практики национального превосходства,, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, "белых пятнах" истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается "национальная" окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности "своей" нации и возложения на инонационального соседа вины. Отечественная наука подчеркивает и тот факт, когда искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и "всеядность". Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, "кланами", где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер "национального" единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений. Наиболее распространенными типами межнационального конфликта, по мнению российских исследователей, являются: 1) Государственно-правовой. В основе его лежит неудовлетворенность правовым статусом нации, не имеющей собственной государственности, или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (напр. абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов). 2) Этно-территориальный конфликт, который, как правило, имеет глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр - конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах Среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем Союзе ССР специалисты насчитывают около 100). 3) Этно-демографический конфликт, который возникает там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав "коренной нации", введение разного рода ограничений для "пришлых". Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации. Межнациональные конфликты усиливают миграционные потоки и порождают огромное число беженцев (сегодня их насчитывается до миллиона), а это, в свою очередь, ведет к появлению еще одного типа конфликтов - между переселенцами (беженцами) и местным населением. Конечный результат любого из типов конфликтов- усугубляющееся бедствие народов, втянутых в противоборство, и почти всегда беспроигрышная политическая игра явных и скрытых организаторов народной трагедии. По мнению отечественных ученых, существуют следующие направления предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов: - раннее прогнозирование (знание ситуации даст возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел); - оперативные решения наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа; - налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны; - применение санкций - экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного, применения силы органами охраны общественного порядка; - организация взаимовыгодного предпринимательства: строительства совместных предприятий, свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом - налаживание полнокровного экономического сотрудничества; - создание инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма, спорта и т. п.

Просмотров: 2986
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Конфликт между личностью и группой
  • Конфликт между личностью и социальным строем
  • Конфликт между общностями
  • Конфликт между общностями
  • КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО СОВРЕМЕННЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ ТЕОРИИ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • КОНФЛИКТЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
  • КОНФЛИКТЫ МОТИВОВ
  • КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ЧЕЛОВЕКА
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Память как знание
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рефлексия как механизм общения
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Фрейм -«как если бы»
  • Число как сущее в античности
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь