ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ

организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристич. и экспедиц. группах, отрядах и др. В. к. может создаваться внутри постоянного коллектива на определённый период для выполнения коллективного творческого дела (см. Коммунарская методика). Будучи типом воспитат. коллектива, В. к. обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности; кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершённый цикл развития. Макс, срок существования В. к. не превышает обычно 40—45 дней, а наиболее распространённый — 10- 26 дней, поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности его членов. В. к. образуется из представителей разл. постоянных групп и коллективов. Дети, молодёжь привносят в новый коллектив свой опыт обществ. жизни, во В. к. быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Автономность В. к. проявляется во временном ослаблении влияния на личность школьника семейного, школьного, классного, неформального и др. коллективов. За 10—45 дней совершается законченный цикл развития В. к.: от рождения до прекращения существования. Во В. к. значительно ускоряется процесс образования коллектива. Уже к 3—4-му дню он обладает всеми осн. признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать сплочённой общностью. Во В. к. учащийся, как правило, видит непосредств. результаты своей деятельности, что положительно влияет на активность личности, самочувствие в коллективе. Процесс создания коллектива нуждается в постоянном поддержании высокого ритма жизни, иначе он может приостановиться, а коллектив разрушиться.

Для ребёнка жизнь во В. к. имеет и свои сложности, т. к. постоянное коллективное окружение, ускоренный темп деятельности могут создавать у школьников психол. напряжение. Поэтому детям необходимы смена деятельности, индивид, подход со стороны воспитателей.

Попав в новую среду, школьник получает возможность реализовать себя, компенсировать ранее не удовлетворённые потребности и интересы. Учащийся в определённой мере освобождается от представлений, стереотипов, оценок, сложившихся в семье, классе, среди друзей.

Во В. к. создаётся особая педагогически управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положит. опыт школьника. Вырабатывается модель поведения, являющаяся коллективной нормой и охватывающая личность своим регулирующим действием практически беспрерывно. Разносторонность и насыщенность деятельности выступают не только фактором развития коллектива, но и создают предпосылки для совершенствования личности.

В. к. обладает Значит. возможностями для того, чтобы объединить воспитат. воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды. При этом обстановка свободного общения, творческая деятельность по выбору и желанию участников В. к., общая заинтересованность в её ближайших результатах позволяют сделать воспитат. воздействия на личность предельно насыщенными и интенсивными.

В. к. даёт возможность проверить на практике творческие идеи педагогов, экс-перим. формы и методы воспитат. работы и т. д. Стиль жизнедеятельности В. к. нуждается в применении творческих общеполезных дел, игр, состязаний и т. п. Педагогика отношений между детьми и взрослыми во В. к. строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и совместной деятельности, иначе временное объединение может не стать единым коллективом. От воспитателей требуется умение в короткий срок проявить талант организаторов, пед. мастерство. А. Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий.

 

Просмотров: 1297
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Авторитет коллектива
  • ЗАПОВЕДИ (ЗАКОНЫ) КОЛЛЕКТИВА
  • КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • КОДЕКС ЭТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Методы организации коллектива
  • Методы организации коллектива
  • Микроклимат коллектива
  • Морально-психологический   климат  воинского   коллектива  
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • предметно-ценностное единство коллектива
  • Программа исследовательская научного коллектива
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • психика коллектива
  • Психология воинского коллектива
  • СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
  • СОВЕТ КОЛЛЕКТИВА
  • Социальная структура коллектива
  • Социальная структура коллектива
  • СОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА
  • Сплоченность воинского коллектива
  • сплоченность коллектива
  • Сплоченность коллектива
  • СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА
  • Субъективные установки речевого/языкового коллектива в отношении
  • Тон жизни коллектива
  • Целенаправленность этнического коллектива



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь