ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ

средние общеобразоват. закрытые уч. заведения воен. ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. министра Л — А. Милютина при активном участии начальника Гл. управления воен.-уч. заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе общеобразоват. классов кадетских корпусов; срок обучения 6 (с 1873- 7) лет. Предназначены для детей дворян, однако в них могли учиться и представители др. сословий. В нек-рые В. г. были допущены приходящие ученики (2 В. г. — только для приходящих). Уч. план В. г. соответствовал несколько сокращённому курсу реальных гимназий. Преподавались рус. яз. и словесность, иностр. языки, математика, естеств. история, физика, космография, география, история, закон Божий. Много внимания уделялось физич. развитию учащихся, внеклассным занятиям (чтение книг, рисование, пение, экскурсии, ручной труд, игры и т. п.). Окончившие В. г. имели преимуществ. право поступления в воен. уч-ща. Кроме В. г. были организованы 4-классные воен. прогимназии, курс к-рых соответствовал курсу уездных уч-щ.

Вопросы преподавания и воспитания в В. г. решали пед. к-ты, в к-рые входили все преподаватели и воспитатели (пред. — директор). В В. г. использовались методы обучения, развивающие самостоят. мышление учеников (катехизический, по К. Д. Ушинскому; наглядный и др.); во избежание перегрузки учащихся сокращались домашние задания (особенно в мл. классах); серьёзное внимание уделялось внеклассной работе, ручному труду во внеурочное время (переплётное дело, выпиливание, столярное, токарное или кузнечное дело). Разрабатывалась методика воспитания учащихся, в к-рой осн. внимание уделялось соответствию задач и форм воспитат. работы уровню развития детей, её систематичности, выявлению разнообразных интересов и потребностей учеников и т. д. Воен. мин-во к преподаванию в В. г. привлекало выдающихся педагогов: Н. Ф. Бунакова, В. А. Евту-шевского, К. К. Сент-Илера, А. Я. Гер-За, Д. Д. Семёнова и др. Решением вопросов шк. гигиены занимались видные учёные Ф. Ф. Эрисман, И. А. Сикорский и др.

Для подготовки преподавателей В. г. в 1865 при 2-й Петерб. В. г. были открыты 2-годичные пед. курсы для лиц с высш. образованием (существовали до 1882). Учителей гимнастики, готовили курсы при 2-й Петерб. В. г., организованные П. Ф. Лесгафтом во 2-й пол. 70-х гг. Науч.-пед. деятельности в В. г. способствовало создание в 1864 пед. музея воен.-уч. заведений и журн. «Пед. сборник», в к-ром печатались статьи видных педагогов, в т. ч. Ушинского. В 70-х гг. в обстановке внедрения «толстовского» классицизма (см. в ст. Классическое образование) В. г. стали опорой прогрессивной рус. педагогики и наиб. полноценным типом ср. общеобразоват. школы.

В 1880 в России было ок. 30 В. г. и воен. прогимназий. В ходе воен. контрреформ в 1882 реорганизованы в кадетские корпуса.

Лит.: Лалаев М. С., Ист. очерк воен.-уч. заведений, подведомственных Главному их управлению, [ч. 1—3], СПБ, 1880—92; Зайончковский П. А., Воен. реформы 1860—1870 гг. в России. [М.], 1952.

 

Просмотров: 847
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь