ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, тPансакционный анализ

(англ. trans-actional analysis), направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т. а, как психотерапевтам, метод был разработан в 50-х гг. 20 в. амер. психологом и психиатром Э. Берном (1910—70), к-рый опирался на представления 3. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощрённой психоаналитич. терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что Т. а., по существу, является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений Т. а, действительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют.н. специфич. черты Т. а., позволяющие рассматривать его как самостоят. направление психол. теории и практики.

В основе Т. а, лежит представление о структуре личности как сочетании трёх качественно своеобразных уровней организации человеческого «Я» (эго-состо-яний). Этим трём уровням, или компонентам личности, Берн присвоил назв. «Родитель», «Ребёнок» и «Взрослый». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несёт в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

«Родитель» (аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности). выступает носителем социальных норм и предписаний, к-рые человек некритически усваивает в детстве (гл. обр. под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся авто-матизиров. формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования «Родителя» определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

«Ребёнок» выступает носителем биол. потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними дет. впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные - отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

«Взрослый» - наиб. рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, к-рая заложена в «Родителе» и «Ребёнке». «Взрослый» олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл. обр. с оформлением полноценно функционирующего «Взрослого». Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трёх названных компонентов и усиление роли «Взрослого».

В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, Т. а, уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредств. акт межличностного взаимодействия (трансакция). может быть адресован любому из состояний партнёра. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (т. н. дополнительная трансакция). Напр., один из партнёров выступает с позиций «Родителя» и ведёт себя назидательно, директивно, адресуя своё обращение к «Ребёнку» другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с дет. позиции, адресуя свой ответ «Родителю». В этом случае общение протекает гармонич. но и удовлетворяет партнёров. Но возможна и т. н. перекрёстная трансакция, когда ответ без учёта источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Напр., «Взрослый» одного jn партнёров обращается к «Взрослому» другого с рациональным предложением,,1 тот избирает дет. реакцию, адресуемую «Родителю» партнёра. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.

Исходя из э гой модели, Берн разработал теорию «mi р», под к-рыми понимаются неконстр). ктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнёров к достижению преимуществ за счёт других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию «игр». В основе мн. игр лежат «сценарии», программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии «Ребёнок», плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.

Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставления им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а, является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, Т. а, предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положит. эффект. Одной из осн. сфер приложения Т. а, является коррекция внутрисемей-ных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.

Осн. понятия Т. а, и технику их применения может освоить и ребёнок, что даёт возможность всей семьёй познавать и понимать себя творчески и весело. Т. е, осн. задача помощи родителям - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в др. социальных сферах.

Последователь Берна амер. психотерапевт Т. Харрис в своих исследованиях подчёркивает необходимость отношения к ребёнку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребёнок, постигший язык Т. а., легче решит свои проблемы, т. к. будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире.

В модели воспитания, основанной на Т. а., подчёркивается, что ключ к изменению поведения ребёнка лежит в изменении взаимоотношений между ребёнком и родителями. Несмотря на то, что тео-ретич. положения Т. а, уязвимы для критики, его практич. использование демонстрирует позитивные результаты.

Лит.: Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, пер. с англ., М., 1988; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; Д ж с и м с М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать, пер. с англ., М., 1993; Харрис Т., Я - хороший, ты - хороший, пер. с англ., М., 1993; Психология воспитания, под ред. В. А. Петровского, М., 1995 С. С. Степанов.

Просмотров: 1639
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F69 Неуточненное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • БАРЮКА ПСИХОТЕРАПИЯ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ
  • ГИПЕРРЕАЛИЗМ (HYPERREALISM - англ.), или фотореализм (PHOTOREALISM - англ.)
  • Группа: общение и адаптация личности
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Использование терапевтом своей личности
  • Коалиция родитель-ребёнок
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Матрица профессионального поведения человека
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Отклонения личности самих родителей
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Субъект общения, страдающий зависимым расстройством личности
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • теория личности Фрейда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь