СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

первое высш. уч. заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, гос. служащих, преподавателей. «Привилегия» (устав). академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царём Федором Алексеевичем (утвердил в 1682), предусматривала открытие уч. заведения, ориентированного на программу европ. ун-та, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. В качестве учителей были приглашены братья И. и С. Лихуды, к-рые прибыли в Москву в 1685. В 1687 вновь открытое уч. заведение разместилось в стенах Заико-носпасского монастыря (отсюда бытовавшее до сер. 18 в. назв. «Спасские школы»).

К 1680 кол-во учащихся возросло до 200 чел., процесс обучения делился на 3 этапа («школы»): словенское и греческое письмо, семь свободных иск-в и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греч. яз., позднее - на греч. и лат. языках по уч. пособиям, подготовленным Лихудами. Школы Лихудов строились и содержались на средства Патриаршего казённого приказа, отчасти на частные пожертвования.

С отстранением Лихудов от дел «Спасских школ» в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов - Ф. П. Поликарпова-Орлова, Н. С. Головина и др.

Согласно «Привилегии», в академию принимались «всякого чину люди»; среди учащихся были выходцы с терр. Украины, Польши, Грузии и др. В 18 в. началась переориентация академии на лат. язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 уч. заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 - С.-г.-л. а. Ректоров академии приглашали из числа учёных-монахов (выпускников Львовской братской школы, Киево-Могилянской академии), известных писателей, проповедников, полемистов (Палладий Роговский, Сильвестр Крайский, Феофилакт Лопа-тинский, Стефан Яворский). В штате кроме ректора состояли префект, отвечавший за порядок и дисциплину, 6—7 учителей и 2 проповедника. Ряд гос. указов (1708, 1710 и др.). содействовал превращению академии в духовное уч. заведение. По указу 1727 в С.-г.-л. а, было запрещено принимать «солдатских, поме-щиковых и крестьянских детей». С образованием Святейшего Синода (1721). уч. заведение перешло в его ведение. Однако большинство студентов по-прежнему составляли светские лица, к-рые по окончании обучения привлекались к гос. службе (переводчиками в Посольский приказ, Коллегию иностр. дел и др.). посылались за границу для продолжения обучения или переводились гл. обр. в мед. школы, где необходимо было знание лат. языка. При академии силами студентов был организован театр, ученики участвовали в «триумфах» - празднованиях воен. побед.

В 1-й пол. 18 в. академия стала одним из крупнейших центров рус. культуры и просвещения. Формирование в дальнейшем сети светских уч. заведений, открытие в Москве ун-та способствовали постепенной эволюции академии в центр рус. религ. мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Сер-гиев-Посад Моск. обл.).

Среди выпускников академии были виднейшие руководители Рус. православной церкви, мн. деятели рус. культуры, в т. ч. зодчий В. И. Баженов, дипломат.н. поэт князь А. Д. Кантемир, поэт.н. переводчик Е. И. Костров, географ и путешественник акад. С. П. Крашенинников, акад. М. В. Ломоносов.

Лит.: Смирнов С., История Московской Славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Сменцовский M. H., Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII вв., СПБ, 1899; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-лат. академии, «История СССР», 1959, № 3; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в, М., 1989, с. 74—88.

А. В. Лаврентьев.

Просмотров: 1211
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
  • АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
  • БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) в С.-Петербурге
  • ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
  • высшее учебное заведение
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. DEFECTUS - недостаток и греч. LOGOS - слово, учение)
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • СЛАВО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
  • Славяно-греко-латинская академия
  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ В МОСКВЕ
  • Уклад (жизни) школы
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЭЛИЗИУМ, Елисейские поля (лат. ELYSIUM, от греч. ELYSION PEDIU - поле прибытия)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь