РУССО Жан Жак

(Rousseau). (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. философ-просветитель, писатель. Сын часовщика, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по Швейцарии и Франции, перепробовал немало ремёсел. В нач. 1740-х гг. поселился в Париже, сблизился с Д. Дидро, Вольтером, ДАламбером. По просьбе Дидро Р. написал для «Энциклопедии» статьи о музыке и политэкономии. Первые же лит. опыты принесли Р. читательскую известность. Отвергавший покровительство вельмож, преследуемый за вольнодумство, Р. в 1762 покинул Францию, много лет прожил изгнанником в Англии, незадолго до смерти вернулся во Францию.

Из своих произведений он выделял три, образующих «единое целое»: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1777).

Первой стадией истории человечества, по Р., было «состояние естественное», когда люди жили разобщённо, но в согласии с велениями природы. Они не ведали частной собственности, неравенства, угнетения и пороков. Умеренные потребности позволяли довольствоваться малым. Скудость возможностей и сил вынудила человека объединиться с собратьями, заключить «социальный договор», положивший начало «общественному состоянию»: законам, собственности, делению на правителей и подданных, имущественным различиям. Поступившись «естественным» образом жизни, люди приобрели алчность, честолюбие и др. нездоровые страсти. Стремясь к излишествам, произвольно и невежественно преобразуя окружающий мир, человек искажал и своё естество. Чем выше уровень «цивилизации», тем дальше отстоит нация от счастливого «природного состояния». Уничтожив несправедливые законы, установив равноправие, уравняв владение собственностью, отказавшись от роскоши, мануфактур и иск-в, покинув города и поселившись в деревнях, люди могли бы воссоздать подобие «естественных» порядков. Изменить обществ, уклад может рев. насилие либо просвещение и надлежащее воспитание человечества.

Воспитание является опорой любой формы правления и потому носит обществ, характер. Разумное правительство старается привить народу уважение к свободе, раиенству, собственности, любовь к Отечеству. От верного воспитания зависит благополучие не только гос-ва, но и каждого индивида. Жить в обществе, т.е. в среде неестественной, и быть счастливым он сможет лишь сохранив и упрочив свои природные начала. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями — таковы качества совершенного человека, обеспечивающие ему благоденствие и свободу. Они складываются в процессе воспитания под воздействием трёх сил: природы, наделяющей индивида определёнными способностями и устанавливающей законы их развития; окружающего мира, влияющего на сознание через ощущения и опыт; людей, помогающих либо препятствующих раскрытию природных задатков ребёнка. Все принятые системы воспитания негодны, ибо не считаются с «природой человека», под к-рой Р. подразумевал совокупность врождённых свойств и наклонностей, ещё не подвергшихся воздействию внеш. среды. Они проявляются как следствие естественного развития потребностей и возможностей индивида, между к-рыми существует взаимосвязь. Воспитание должно учитывать её и следовать за природой, сообразуясь с возрастными особенностями ребёнка. См. Естественное воспитание.

Особую роль в нём играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Органы чувств есть орудия разума; из получаемых с их помощью ощущений складываются образы, простые идеи, к-рые затем преобразуются в суждения. Ощущения всегда дают неискажённое представление о предметах, поэтому обучение должно быть наглядным. Стремление к личному благополучию — самый мощный источник поступков и побуждений человека, воспитание будет успешным, если оно отвечает подлинным интересам и потребностям индивида.

По мнению Р., можно выработать общие принципы, но не единые методы воспитания, т. к. каждый человек обладает неповторимым физич., психич. складом, требующим от педагога индивидуального подхода. Мужчинам природа отводит активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Р. придаёт большее значение. Женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и наклонностями.

Обучение и воспитание нерасторжимо связывает единая цель: научить ребёнка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. В идеале у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Ему надлежит иметь широкие познания в науках и ремёслах, знать законы «человеческой природы» и индивидуальные особенности воспитанника, владеть секретами пед. иск-ва. Общение ребёнка с др. людьми и «цивилизацией» нежелательно.

Для каждого возрастного периода Р. предусматривает особые задачи и сред ства воспитания. В младенчестве (до 2 лет). ребёнок подчиняется только инстинктам, его разум ещё не пробудился, он не сознаёт собственного бытия и во всём зависит от помощи др. людей. Поскольку физич. развитие предшествует умственному и подготавливает его, необходимо заботиться о здоровье младенца и тренировке органов чувств. Окончательно самосознание формируется после обретения дара речи, однако недопустимо преднамеренно ускорять её развитие.

В возрасте от 2 до 12 лет ребёнок уже сознаёт себя как личность, он относительно самостоятелен, т. к. между его реальными возможностями и природными потребностями устанавливается равновесие. Он способен на переживания, избавляется от конкретного мышления, но ещё не воспринимает отвлечённые понятия. Он физически крепок и может осмысленно познавать мир. Лучше, если ребёнок не получает готовые знания, а учится добывать их сам, путём наблюдений за живой природой и собственного опыта. Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, к-рые, пробуждая в ребёнке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их. Следует постепенно посвящать его в отношения человека с окружающим миром. Особенно важно внушить ему, что быть свободным — значит. уступать необходимости.

В 12—15 лет человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для основательного интеллектуального и трудового воспитания. Его силы развиваются быстрее потребностей, он может больше, чем желает. От запаса знаний, навыков, умений, приобретённых в эти годы, во многом зависит его будущее. Побудительным мотивом к обучению должна служить одна из главных «природных» наклонностей — любознательность. Она пробуждается лишь в том случае, если затрагиваются насущные интересы индивида. Поэтому следует прежде всего изучать предметы, имеющие наибольшую практич. ценность, обучая одновременно их применению. Важны не систематичность образования, не обширность познаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими с толком. Вначале любопытство ребёнка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией.

Особое значение Р. придавал труду, к-рый не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребёнка, но не лишать его самостоятельности. Даже необходимые инструменты ребёнку следует изобретать и создавать самому, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.

15—22 года, по Р., критич. период, воспитанник — уже не дитя, а взрослый человек. Настаёт черёд воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. Подростка, ранее оберегавшегося от контактов с обществом, надо готовить к соприкосновению со средой, в к-рой ему предстоит жить. Свойства личности, развитые в нём «природосообразным» воспитанием, позволят ему сохранить внутр. свободу, независимость от предрассудков и заблуждений света. Он сведущ в явлениях природных, но плохо разбирается в людях. Ему должна помочь история. Показывая подоплёку человеческих страстей и ошибок, сопоставляя побуждения и поступки великих людей, она учит отличать ложь от искренности. На примерах, почерпнутых из истории и жизнеописаний, воспитываются человеколюбие, альтруизм, гражд. доблесть. Уровень интеллекта, присущий данному возрасту, позволяет индивиду постигать общие филос. идеи. Размышления над природой вещей, поиск истоков вселенской гармонии приведут его к открытию идеи Бога и «естественной религии». В отличие от господствующих вероисповеданий, их догматов и обрядности, «естественная религия» индивидуальна, она создаётся каждым человеком самостоятельно, сообразно своему духовному складу и наклонностям. Будучи деистом, Р. не одобрял грубо материалистич. воззрений.

В этом возрасте крайне опасно излишнее развитие воображения, к-рое может преждевременно вызвать страсти, подобающие более зрелым годам (напр., половое влечение). Умение владеть своими желаниями защищает человека от пустых иллюзий, разочарований и горя, вселяет в него душевное спокойствие. Умеряя воображение, развивая разум, можно избавить человека от внутр. раздвоенности. Тот, кто обучен внимать языку собственной природы и рассудка, легко отличит добро от зла, ибо в человеке заложен «божественный инстинкт» — совесть.

К 22—24 годам естественное воспитание завершается, человек начинает самостоят. жизнь, обзаводится семьёй, и наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора.

Изложенная в «Эмиле» и др. произведениях Р. модель естественного воспитания была во многом гипотетической, основанной не на конкретном пед. опыте, а на выводах из филос. концепции мироздания и общества. По словам Р., он стремилея дать не практич. рекомендации, а изобразить идеал, к к-рому, по возможности, нужно стремиться. Тем не менее его идеи оказали большое влияние на вождей Франц. революции кон. 18 в., в годы к-рой прах Р. был перенесён в Пантеон, где находился до реставрации Бур-бонов. Пед. теория Р. оказала существенное влияние на системы воспитания в кон. 18 — нач. 19 вв.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч. Теории воспитания, СПБ, 1866; Пед. соч., т. 1—2, М., 1981.

Лит.: КомпейреГ., Ж. Ж. Руссо и воспитание естественное, пер. с франц., М., 1903; ШишкинА. Ф., О сущности теории естественного воспитания Ж. Ж. Руссо, СП, 1939, №7; Константиновы. А., Пед. воззрения Ж. Ж. Руссо, СП, 1952, №6; Л о неМ., Полит. воспитание ребёнка из народа: сын часовых дел мастера, в кн.: Век просвещения, М. — Париж, 1970; ДворцовА. Т., Ж. Ж. Руссо, М., 1980; С h a t e a u J., J.-J. Rousseau, sa Philosophie de leducation, P., 1962; J.-J. Rousseau et lhomme moderne, [P., 1965]; Rohrs H., J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 19662; Burgener L., Leducation corporelle selon Rousseau et Pestalozzi, P., 1973; Ahrbeck R, J.-J. Rousseau, Lpz., 1978.

K. M. Андерсон.

Просмотров: 2149
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ
  • Дискуссия о роли природы и воспитания
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • Естественное воспитание
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Общение в процессе воспитания
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  • Принципы воспитания
  • Принципы воспитания
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак
  • РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак
  • РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак
  • РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак
  • РУССО (ROUSSEAU) Жан-Жак (1712-1778)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь