ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению

совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психич. процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т. д. Условия жизнедеятельности ребёнка, усвоение им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к шк. обучению.

В пед. и психол. лит-ре наряду с термином «Готовность к шк. обучению» употребляется термин «шк. зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиол. аспект органич. созревания.

К концу дошк. возраста происходит выраженная перестройка в общем развитии ребёнка, что даёт основание выделить этот возрастной этап как особый и переломный. Общее физич. развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхат., эндокринная, опорно-двигат. аппарат и т. д. Это способствует совершенствованию двигат. функций и физич. качеств. наиб. выраженная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в морфологии и физиологии головного мозга. У ст. дошкольников увеличиваются психофизиол. ресурсы, необходимые для выполнения сложной и длит. деятельности, усвоения значительных по объёму и сложных по качеству сведений. Происходят изменения в протекании осн. нервных процессов — возбуждения и торможения, увеличивается возможность тормозных реакций. Наряду с большей уравновешенностью и подвижностью нервных процессов это создаёт необходимые предпосылки для произвольной регуляции поведения. Слабой стороной развития дошкольника является быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что делает недопустимым перенапряжение и переутомление.

Психол. Г. определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учёбе, произвольное управление поведением, систематич. и планомерное овладе-вание знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учёбе.

К концу дошк. возраста происходит интенсивное наращивание тех психол. новообразований, к-рые обеспечивают переход к новой качеств, форме жизнедеятельности. Ведущей деятельностью дошк. возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней зарождаются и закрепляются важные психол. новообразования. В рамках игровой деятельности происходит познават. и эмоциональная децентрация — меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последоват. её осуществление приводят к становлению у ребёнка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознат. управлению поведением. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в к-рых развиваются высш. формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Г. включает след, компоненты:

Мотивационная готовность, к-рая предполагает отношение к уч. деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Волевая готовность — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Умственная готовность — достижение достаточно высокого уровня развития познават. процессов (дифференциров. восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логич. мышлением).

Коммуникативная готовность — наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевая готовность — овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.

Достижение Г. к обучению определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием у ребёнка таких психич. свойств, к-рые необходимы для успешного начала уч. деятельности. Особое значение для достижения Г. к школе имеют специально организованные занятия с дошкольниками, к-рые следует проводить с учётом их психол. особенностей в адекватной для данного возраста форме (преим. игровой).

 

Просмотров: 1206
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • F93 Эмоциональные расстройства с началом, специфическим для детского возраста
  • Готовность детей к обучению в школе
  • Готовность к обучению в школе
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Готовность к школьному обучению
  • ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • ДОМ РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМА РЕБЁНКА
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Нарушения поведения ребёнка
  • ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Приёмного ребёнка фантазия
  • Психологическая готовность к школьному обучению
  • Психологическая готовность к школьному обучению
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (МКБ 313)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • РЕБЕНОК, МАЛОВЕСНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • Синдром битого ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь