ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

обществ. орган при МНП Врем, пр-ва России. Создан 17 мая 1917 для разработки руководящих принципов, законопроектов и общих мер в области нар. образования из представителей советов (рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, кооперативных съездов), союзов (Всерос. учительского, городского, земского, академического) и др. орг-ций. Пред, к-та по статусу являлся министр нар. просвещения, заместителями — члены к-та: В. И. Чарнолуский (пред, бюро), Н. Н, Иорданский и А. П. Пинкевич (в авг. 1917 их сменили В. А. Гердт и Я. Я. Гу-ревич). В составе к-та действовали комиссии по вопросам материального и правового положения педагогов, нац. школы, проф. образования, уч. минимума, дошк. воспитания, всеобщего обучения и др., в к-рых работали св. 100 педагогов и обществ. деятелей, в т. ч. А. Д. Алфёров, Я. Л. Барсков, В. М. Бехтерев. В. П. Вахтеров, И. М. Гревс, А. В. Луначарский, E. H. Медынский.

К-т упразднил учебные округа и должности директоров и инспекторов нар. уч-щ; разработал законопроекты по демократизации нар. образования: о введении общедоступного обязательного нач. обучения; организации уч. заведений светского характера; новом правописании в школах; увеличении оплаты труда учителей и др. наиб. последовательно идеи реформ были выражены в законопроектах «О единой общественной общеобразоват. школе» (окт. 1917), Декларации и Врем, положении об основах её построения, в к-рых сформулированы принципы: обеспечение прав в области образования всех национальностей России, единство организац. начал школ разл. ступеней и типов; децентрализации шк. дела (передача нар. образования в ведение органов местного самоуправления); планомерное кон-центрич. распределение материала шк. курсов и преемственность между ступенями школы; самостоятельность школы в выборе форм её организации; построение школы на основах автономии — выборность и самоуправление пед. коллектива; обеспечение прав педагогов и учащихся, связь школы с семьёй и др. Все законопроекты (св. 40), поддержанные министрами С. Ф. Ольденбургом и С. С. Салаз-киным и представленные для утверждения в МНП, не были приняты в связи со сложной социально-полшич. ситуацией в стране.

После Окт. революции 1917 нарком просвещения Луначарский в Обращении (29 окт.), высоко оценив деятельность к-та, подчеркнул возможность сотрудничества и предложил созвать сессию с целью превращения к-ia в осн. гос. институт по выработке новых законопроектов по нар. образованию. Было отмечено, что после пересмотра (совместно с новой комиссией tio просвещению) законопроекты будут осуществлены. Руководство к-та отвергло предложение о совм. деятельности, выступило с заявлением о неприятии сов. власти, Наркомпроса и поддержало забастовку служащих МНП. В ответ Декретом СНК от 20 нояб. 1917 к-т был распущен. Бюро продолжало свою деятельность до роспуска Учредит. собрания (янв. 1918).

Лит.: Бюллетени Гос. к-та по нар. образованию, 1917, № 1—6; Королев Ф. Ф., Очерки по истории сов. школы и педагогики (1917—1920), М., 1958. М. В. Богуславский.

 

Просмотров: 1071
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • 12.03.1917
  • БРЕНТАНО (BRENTANO) Франц (1838-1917)
  • БРЕНТАНО Франц (1838—1917)
  • Брентано Франц | BRENTANO, FRANZ (1838-1917)
  • Гарсиа Джон | GARCIA, JOHN (1917-1986)
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (май - ноябрь 1917)
  • ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) Эмиль (1858-1917)
  • ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) Эмиль (1858-1917)
  • ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) ЭМИЛЬ (1858-1917)
  • ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917)
  • ЕЛЬНИЦКИЙ Константин Васильевич (1846-1917)
  • КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (1840—1917)
  • КЕРНИГ Владимир Михайлович (1840-1917)
  • КИНКУЛЬКИН Альберт Тимофеевич (р. 1917)
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛАЗУРСКИЙ Александр Фёдорович (1874-1917)
  • ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич (1917-1996)
  • Мак-Клелланд Дэвид | MCCLELLAND, DAVID С. (Р. 1917)
  • Маляриотерапия (J. WAGNER-JAUREGG, 1917)
  • НЕБОЛЬСИН, Неболсин Александр Григорьевич (1842-1917)
  • ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917)
  • ПРИГОЖИН (PRIGOGINE) Илья Романович (р. 1917)
  • ПРИГОЖИН Илья Романович (р. 1917)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • ТАЙЛОР (TYLOR) Эдвард Барнет (1832-1917)
  • Холт Роберт | HOLT, ROBERT R. (P. 1917)
  • Чапанис Альфонс | CHAPANIS, ALPHONSE (P. 1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1881-1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1882-1917)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь