ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

элементарные или средние уч. заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии — бюргерские школы). Возникли в 13 в. в связи с потребностью гор. населения в спец. практич. образовании, гл. обр. на базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в Г. ш. строилось на основе практики церковных школ (см. в ст. Средние века). Помимо традиц. предметов (чтение, письмо, основы лат. грамматики и, как правило, религии) в Г. ш. обучали составлению деловых бумаг, счетоводству, давали нач. сведения по географии и истории. Наряду с Г. ш., где языком обучения был латинский (цеховыми, гильдейскими), в 14 в. стали появляться частные школы с родным языком обучения, существовавшие на первых порах нелегально: «писарские» школы, или школы письма, школы счёта, школы письма и счёта. С изобретением книгопечатания распространились учебники для Г. ш. на родном языке, многие из к-рых были прогрессивнее латинских пособий. Продолжительность обучения варьировалась в зависимости от предназначения школы и намерений учащихся (подготовка к лат. школе или ун-ту, ре-месл. образование). Школы были платными, их осн. контингент составляли дети состоятельных горожан (дворянство, торгово-ремесл. слои). Иногда предусматривалась возможность обучения детей из гор. низов; они могли вносить меньшую плату или содержались за счёт гор. благотворительности. Открывались Г. ш. для девочек, реже — школы совместного обучения.

Содержанием школ, подбором кандидатур ректора и старших учителей ведали органы гор. самоуправления. Общий надзор за всеми школами в городе, утверждение кандидатур учителей осуществлял схоластик монастыря или собора, получавший часть платы за обучение. Позднее патронат над школами полностью перешёл к магистрату. Учителями становились гор. клирики, грамотные ремесленники, часто — недоучившиеся школяры. Т. к. преподаватели нанимались сроком на год, значительно пополнилась прослойка странствующих учителей, переходивших вместе с учениками (бродячие школяры — ваганты или голиарды) из одной школы в другую. Со временем должность учителя сделалась ремеслом, возникли династии, цеховые объединения учителей, уставы к-рых регламентировали деятельность Г. ш., препятствовали индивидуальной практике. Т. о. была подорвана монополия церкви на образование. Под влиянием идей Реформации в 16 в. активно развивались школы родного языка, что способствовало широкому распространению грамотности в бюргерской среде. На основе Г. ш. родного языка в 17—18 вв. создавались нач. нар. школы.

Лит.: Шмидт К., История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-ист. развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2. История педагогики от Иисуса Христа до Реформации, М., 1879; Сперанский НОчерки по истории нар. школы в Зап. Европе, М., 1896; S с h o-n e b с г. g H., Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit, Fr./M., 1981; Schulen und Studium im sozialen Wandel des hohen und spaten Mittelalters, hrsg. von J. Fried, Sigmaringen, 1986.

M. M. Боришанская.

 

Просмотров: 1051
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • БИЗНЕС-ШКОЛЫ
  • БЮРГЕРСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. BURGER - горожанин)
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Фобия школы
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экономические школы
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь