АТТЕСТАЦИЯ

(от лат. attestatio — свидетельство) педагогов, комплексная оценка уровня квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников гос., муниципальных образоват. учреждений.

В Рос. Федерации до нач. 90-х гг. действовали положения об обязательной периодической А. нек-рых категорий пед. работников, принятые в СССР гл. обр. с 1974 и пересмотренные в 1984—87.

В 1992 федеральным Мин-вом образования после длительного эксперимента и предварит. обсуждений предложена система А. пед. работников образоват. учреждений, основывающаяся на единых принципах и позволяющая вместе с тем учитывать кадровые, экон. и др. особенности каждой территории. Цель А. — стимулирование роста квалификации и профессионализма, качества пед. труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищённости педагогов в условиях рыночных экон. отношений путём дифференциации оплаты труда. Задача А. — присвоение педагогу квалификац. категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Требования к работникам приводятся в квалификац. характеристиках, утверждаемых пр-вом Рос. Федерации. В этих документах указываются должностные обязанности и характеризуются требования к знаниям и умениям работников каждой категории.

Принципы А. — добровольность, открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к пед. работникам.

А. могут проходить учителя, преподаватели, мастера и старшие мастера производственного обучения, воспитатели и старшие воспитатели, руководители кружков, старшие вожатые, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, тренеры-преподаватели, методисты и социальные педагоги, аккомпаниаторы, концертмейстеры, руководители физич. воспитания, руководители трудового обучения гос., муниципальных образовательных учреждений всех типов, видов и наименований. Типовое положение об А., разработанное Мин-вом образования, предусматривает 12 квалификац. групп, охватывающих осн. специализации педагогов в гос. и муниципальных образовательных учреждениях.

Для дифференциации оплаты труда всех этих групп пед. работников предусмотрено не менее 4 квалификац. категорий. Число квалификац. категорий в территориальных положениях об А. может быть увеличено.

Пед. работник любой квалиерикац. категории вне зависимости от стажа и образования может по личному заявлению аттестоваться на любую категорию и получить её в случае успешного прохождения А.

Предусмотрена возможность проведения А. в 2 этапа. На первом — квалификац. испытаниях (в форме экзамена, собеседования, творческого отчёта, защиты науч.-метод. или опытно-эксперим. разработки) — квалификац. комиссиями проверяются знание педагогом своего предмета, методики его преподавания, теории педагогики и пед. психологии, умение творчески применять знания в практич. проф. деятельности.

Второй этап А. — оценка пед. профессионализма и продуктивности деятельности работника. С этой целью проводятся анализ уч.-воспитат. занятий, тестирование учащихся, контрольные работы, анкетирование коллег, учащихся и их родителей, а также др. формы психологопед, диагностики.

Для организации А. создаются атте-стац. комиссии: главные — республики в составе Федерации, края, области, города, авт. округа (разрабатывают территориальные положения об А. с учётом рекомендаций Мин-ва образования, науч.-пед. и метг. д. учреждений), главные отраслевые мин— в и ведомств (разрабатывают соответствующие отраслевые положения) и — в соответствии с территориальными положениями об А. — районные или окружные, муниципальные и образоват. учреждения. Комиссии определяют формы и процедуры А., уточняют сроки её проведения. Главные комиссии имеют право присуждать высшие и первые квалификац. категории; районные, окружные, муниципальные — первые и вторые категории; комиссии образоват. учреждения — вторую категорию. В состав комиссий помимо председателя и его заместителей входят эксперты по А. — специалисты соответствующего профиля. Оценка экспертов по результатам А. о соответствии или несоответствии пед. работника требованиям заявленной квалификац. категории закрепляются в решении аттестац. комиссии. На основании этого решения руководителем соответствующего гос. органа управления образованием издаётся приказ о присвоении работникам квалификац. категории с установленным увеличением ставок заработной платы. Прошедшим А. выдаётся удостоверение, действительное на всей территории Федерации.

Трудовые споры, возникшие по результатам А., рассматриваются вышестоящей аттестац. комиссией. Решение главной аттестац. комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры А. А. призвана содействовать реализации федеральной и региональных программ развития образования, созданию гибкой системы управления качеством образования.

 

Просмотров: 1078
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • КАТЕГОРИИ, ОЦЕНКА
  • КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в образовательных учреждениях Рос. Федерации
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
  • Моделирование (в пед.)
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ государственных и муниципальных образовательных учреждений
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации
  • Справочники профессиональных работников и учреждений медико-санитарной помощи
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФУНКЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь