АЛБАНИЯ

Республика Албания, гос-во на Ю.-З. Балканского п-ова. Пл. 28,7 тыс. км2. Нас. св. 3,2 млн. чел. (кон. 1989). Офиц. яз. — албанский. Столица — Тирана.

Первые школы появились с распространением христианства (с 4 в. н. э.). С 15 в., когда А. находилась под властью Турции, действовали гл. обр. мусульм. уч. заведения, в т. ч. с 17 в. неск. медресе. Центром алб. мусульм. культуры стал Берат. В 17-нач. 18 вв. увеличилось число греч. православных и католических (создавались преим. францисканцами) школ. В 1710 осн. греч. общеобразоват. школа в г. Воскопоя, а в 1728 — первая алб. частная школа в г. Корча. В 1744 школа в Воскопое преобразована в ср. уч. заведение (с 1750 действовала под назв. «Новая академия»; в 1769 разрушена тур. войсками).

В 19 в. появились алб. тайные школы. После создания (1879) писателем и учёным Шемсеттином Сами (Сами Фрашери) алб. алфавита на лат. графин, основе стала издаваться (гл. обр. за пределами А.) уч. лит-ра. Авторами первых учебников и преподавателями алб. школ были просветители К. Ходжи, Н. Начи, П. Сотири, П. Н. Луараси. Первая легальная алб. школа создана в 1887 в Корче (день открытия — 7 марта — объявлен Днём учителя).

После провозглашения независимости (1912) открыто св. 60 частных нач. школ, нормальная школа в Эльбасане (1913), лицей в Корче (1917). После 1920 проводились конгрессы по вопросам просвещения. В 1921 принят (подтверждён в 1928) закон об обязат. обучении детей, однако 2/з их не получали нач. образования. Городские нач. школы имели 5-летний срок обучения, сельские — 2—4 года. Существовали также неполные ср. школы (4 года) и гимназии (общий срок обучения 8—9 лет). Большинство гимназий были частными, в 1922 осн. первая гос. гимназия в Шкодере, межконфессиональная по составу учащихся. Имелись нач. профшколы, вечерние школы для рабочих. В 1938/39 уч. г. было 643 нач. школы (52 тыс. уч-ся), 11 неполных ср. уч. заведений (4619 уч-ся) и 11 средних (1696 уч-ся). Вузов не было. 85—90% нас. было неграмотным.

После провозглашения нар. республики (1946) введено обязат. обучение детей в возрасте 7—14 лет. Установлена единая система образования — начальные (4-летние), неполные средние (3-летние) и полные средние (4-летние) школы; упразднены частные уч. заведения, школа отделена от церкви. Центр. органом по руководству нар. образованием стало Мин-во просвещения и культуры. К 1952 было полностью осуществлено обязат. нач. обучение, в сер. 50-х гг. введено обязат. 7-летнее обучение. С 1947 введено обязат. обучение неграмотных взрослых на спец. вечерних курсах (в городах) или индивидуальное (с помощью командированных в отдалённые сёла учителей). В 1955 объявлено о завершении ликвидации неграмотности населения в возрасте до 40 лет. Получили развитие дошк. учреждения: в 1958/59 уч. г. насчитывалось 330 дет. садов с 700 пед. работниками (17 тыс. воспитанников). В 1946 был создан первый в истории А. учительский ин-т (2 года обучения), в 1951 пед. ян-т (4 года обучения), к-рый в 1957 вошёл в состав Тиранского ун-та. В подготовке и переподготовке кадров Значит. помощь А. оказывали СССР и страны Вост. Европы: в 1946—48 за рубежом училось св. 800 студентов.

С 1963/64 уч. г. по закону о реорганизации системы нар. образования срок обязат. обучения продлён до 8 лет. Закон. 1970 провозгласил осн. принципами наре, образования обучение, производительный труд, военно-физич. воспитание. Для учащихся и студентов введена обязат. практика на производстве.

Современная система образования. Дошк. воспитание осуществляют дет. сады для детей 3—5 лет. В 1989 в более чем 3,2 тыс. дет. садов насчитывалось 121 тыс. детей, ок. 5,3 тыс. воспитателей. Общеобразовательная школа (8 лет обучения) обязательна для детей от 6 до 13- 14 лет. В 1988/89 уч. г. в 1,7 тыс. нач. школ обучалось 547 тыс. уч-ся, работало св. 27,9 тыс. учителей. В уч. план школ входят родной язык и лит-ра, математика, естествознание, география, история, физич. культура, рисование, пение, основы земледелия, животноводство, нач. курсы машиноведения и электротехники, изучение автомобиля и трактора. Полная ср. школа рассчитана на 4 года обучения. В 1988/89 уч. г. в 43 полных ср. общеобразоват. школах обучалось св. 59 тыс. чел., в них было занято ок. 1,8 тыс. учителей. Проф. образование дают низшие (1—2-го-дичные) профшколы, средние (3—4-летние) профшколы и техникумы на базе неполной ср. школы. В 1988/89 уч. г. в профшколах и техникумах бьио св. 135 тыс. уч-ся.

В систему высш. образования входят (1989/90 уч. г.) Тиранский гос. ун-т (осн. в 1957; 8 ф-тов, 12 тыс. студентов); с.-х. ин-ты в Тиране (1951) и Корче (1971); пед. ин-ты в Шкодере (1957), Гирокастре и Эльбасане (оба — 1971); Худож. ин-т в Тиране (1959) и др. В 1988/89 уч. г. в вузах обучалось 25 тыс. студентов.

Учителей нач. школы и воспитателей дошк. учреждений готовят 3—4-летние пед. уч-ща (на базе неполной ср. школы), в к-рых в 80-х гг. училось до 2,5 тыс. чел. Учителя ср. школ получают подготовку в пед. ин-тах (на базе полной ср. школы) и Тиранском ун-те. Имеется Н.-и. ин-т педагогики (осн. в 1920) в Тиране, к-рый издаёт ежеквартальный «Пед. журнал» и бюллетени по частным методикам.

В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 784
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • Культура школы
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь