НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи

- социальные группы детей различной направленности. К Н.о. обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Наиболее часто неформальными называют стихийно возникающие группы, чтобы отличать их от официально зарегистрированных детских общественных организаций и самодеятельных объединений, действующих в рамках детского движения (как правило, под руководством взрослых). Н.о. по характеру социальной направленности могут быть как социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные (противостоящие обществу и представляющие для него опасность - крими- нальные группировки, хулиганские шайки и пр.). Мн. исследователи Н.о. (А.В. Добрович, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, А.В. Мудрик, И.С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения Н.о.: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр. Поведение подростка, юноши во многом определяется особой маргинальностью его положения в переходный период от детства к взрослости. Именно в это время в психике подростка проявляются внутренние противоречия: неопределённость уровня притязаний личности, застенчивость и вместе с тем конфликтность, агрессивность и т.п. Не находя понимания у старших, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения со сверстниками. В переходном подростковом возрасте происходит переориентация общения ребёнка с родителей и учителей и вообще старших на ровесников. Детское сообщество играет чрезвычайно важную роль для ребёнка. Во-первых, оно выступает как очень важный канал коммуникации, здесь ребёнок приобретает такую информацию, которую он не получает от взрослых. Во-вторых, в детском объединении ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои интересы. У детей вырабатываются коммуникативные качества, поскольку отношения между членами детского сообщества строятся на равных началах, а свой общественный статус необходимо заслужить. В-третьих, в сообществе сверстников подросток, юноша приобретает особый род эмоционального контакта. Типичная черта Н.о. - их чрезвычайно высокая конформность. Подростки, как правило, некритически оценивают мнение своей группы и её лидеров. Стремление быть "как все" распространяется на эстетические воззрения, на одежду, стиль поведения и пр. Т.о. проявляется противоречие - индивидуальность выражается через единообразие. Причём в Н.о. эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, желающему выделиться, приходится испытывать сопротивление группы. Чем примитивнее Н.о., тем нетерпимее оно к проявлению индивидуальности. В Н.о. возникает своя субкультура, которая оказывает значительное влияние на образ жизни и поведение подростка. В зависимости от своей социальной ориентации Н.о. играют позитивную или негативную роль в развитии личности. В позитивных Н.о. дети раскрывают свой творческий потенциал и приобретают положительный социальный опыт. Антисоциальные Н.о. возникают как по месту жительства, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях (для правонарушителей) и характеризуются особыми чертами. Межличностные отношения в таких Н.о. регулируются законами и правилами, свойственными криминальным формированиям. Их деятельность характеризуется нарушением общественного порядка, хулиганством, воровством и др. проявлениями преступности несовершеннолетних. Во мн. странах мирах периодически возникают массовые неформальные движения. Так, в начале 50-х гг. в США появились "битники", исповедовавшие бродяжничество, бегство от "духовного ожирения", цивилизации; в середине 60-х гг. - "хиппи", представители которых объединялись в коммуны, пытались зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. Т.о. молодёжь противопоставляла миру взрослых свои собственные ценности. Однако опыт показал, что в большинстве случаев из этих "неформалов" сформировались вполне благополучные и законопослушные граждане. В 60-е гг. возникли "рокеры" (группировки подростков-мотоциклистов, в 90-е гг. они стали называться "байкерами"), в 70-80-е гг. - "попперы" (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться), "панки" (увлекавшиеся музыкой в стиле панк-рока, отличавшиеся эпатирующим внешним видом и причёской; нередко страдающие наркоманией, алкоголизмом и др.). Большие группы неформалов ("фанатов") увлекались спортивными командами и движениями, музыкальными течениями, электронными средствами коммуникации ("хакеры" - сторонники общения по Интернету) и пр. Выделяются Н.о. религиозной направленности. В 80-90-е гг. во всём мире стали популярны (в т.ч. и в Рос. Федерации) "толкинисты" (поклонники творчества английского писателя Дж.Р.Р. Толкина, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и пр.). Однако наибольшую опасность вызывают экстремистские и милитаризованные Н.о. "бритоголовых", "неофашистов", "чернорубашечников" и пр., стремящиеся выработать свою идеологию и создать политические движения и партии. В отечественном детском и молодёжном движении до конца 80-х гг. деятельность Н.о. (кроме чисто любительских) не только осуждалась, но и преследовалась. Несмотря на запреты, в нашей стране также имелись последователи "хиппи", "рокеров", "панков" и т.п. Специфическими Н.о. стали отечественные "люберы" (физически тренированные подростки, выступающие за наведение порядка силой). Наиболее массовыми Н.о. были спортивные "фанаты", постоянно враждовавшие между собой и представлявшие тем самым общественную опасность. Противоположным по духу было модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединявшее на своих слётах иногда тысячи человек, которые стремились найти самовыражение в творческой деятельности. — одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Детское общественное объединение,Молодежная субкультура

Просмотров: 1847
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Воспитание лидеров движения за здоровый образ жизни
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Группа как субъект общения
  • ДЕТИ И ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА»
  • Дети, подростки «группы риска»
  • Дети, подростки «группы риска»
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Неформальные группы
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ ГРУППЫ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Предпочтение своей группы
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
  • Самоубийство как образ жизни
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь