ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

— система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация уроков, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года. Нарушение этих требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению сопротивляемости инфекциям. Гигиенические требования по организации всего дня школьников учитываются в режиме дня и режиме образовательного учреждения. Требования по организации учебного процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учётом анатомо-физиологических особенностей развития детей, их функциональных возможностей. Для учащихся младших, средних и старших классов устанавливается различная продолжительность учебного года, дня, урока, перемен. Длительность учебного дня определяется с учётом недельной нагрузки в максимальном числе обязательных учебных часов в неделю. Работоспособность учащихся подвержена большим изменениям. В течение года наиболее высокие показатели отмечаются во 2-й половине 1-й и в начале 2-й четверти, а в конце 2-й и особенно в конце 3-й четверти и конце учебного года они значительно снижаются. Снижается работоспособность в начале года, недели, поскольку для включения организма в работу необходимо некоторое время. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. В течение учебной недели наиболее низкие показатели работоспособности отмечаются в первый и предпоследний день. Повышение работоспособности в последний день учебной недели объясняется меньшей (специально задаваемой) учебной нагрузкой, а также феноменом т.н. конечного прорыва. В течение дня работоспособность у детей младшего возраста более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей среднего и старшего возраста - с середины 1-го и до конца 3-го уроков (время, наиболее благоприятное для проведения контрольных работ). Чередование различных предметов обеспечивает переключение внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой и способствует восстановлению работоспособности головного мозга. В этих целях уроки физкультуры и труда целесообразно проводить в третьи часы занятий в начальной школе и в третьи-четвёртые - в средней школе. У первоклассников письменная работа требует большого напряжения центральной нервной системы и способствует быстрому утомлению детей, поэтому для них наиболее рационально располагать уроки чтения между русским языком и математикой, а также чередовать виды работы в течение одного урока. Дети устают и от сидения за партой, поэтому необходимы перерывы для отдыха. Нормируется длительность отдельных видов учебной деятельности. Например, для младших школьников оптимальная продолжительность письменной работы - 2 мин 40 с - к концу урока снижается до 1 мин, а общая продолжительность письменных занятий на уроке и дома должна составлять 5-10 мин. Существуют нормы непрерывной работы для различных видов деятельности на уроках труда. Работоспособность учащихся зависит от форм и методов преподавания. Эмоциональное поведение учителя, использование им дидактического материала способствуют лучшему усвоению знаний и меньшему утомлению, поскольку в этом случае функционируют и слуховой и зрительный анализаторы учащихся. Особые гигиенические рекомендации разрабатываются для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Для них вводятся сокращённая продолжительность учебных занятий и дополнительный день отдыха. Щадящий режим устанавливается для детей, перенёсших инфекционные заболевания. Они освобождаются от занятий физкультурой на 2 недели, посещают индивидуальные консультации по предметам.

Просмотров: 1371
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АЛГОРИТМИЗАЦИЯ учебного процесса
  • Алгоритмизация учебного процесса
  • АЛГОРИТМИЗАЦИЯ учебного процесса
  • Виды учебной деятельности
  • Виды учебных занятий
  • Вспомогательные технические средства учебного процесса
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
  • ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • МОДУЛЬ УРОКА, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Навыки учебной деятельности
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Период возможного изменения учебного плана занятий
  • Период возможного изменения учебного плана занятий
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРАВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы)
  • Рефлексия учебной деятельности
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь