Михляева Дарина Владимировна. Содержание работы педагога-психолога в период адаптации

Содержание работы педагога-психолога в период адаптацииСодержание работы педагога-психолога в период адаптации

Содержание работы с детьми в период адаптации (вновь поступившие дети и дети, снова оказавшиеся в процессе адаптации в связи с новыми условиями: новая группа, новые дети, новые воспитатели)

Актуальность. Период адаптации для детей бывает непрост. Привыкая к новым условиям, многие из них первое время испытывают психоэмоциональное напряжение, неуверенность, тревогу. В это время игры-забавы с песком становятся эффективным средством оптимизации эмоционального состояния дошкольников.

Изучение процесса адаптации проводится методом наблюдения, результаты которого отражаются в адаптационном листе. В конце учебного года подводится итог в виде заключения по уровням адаптации.

 

Для родителей организованы консультации по вопросам адаптации.

Памятки для родителей «Адаптационный период в детском саду» раздаются родителям при поступлении ребенка в детский сад.

По заключениям результатов наблюдений за детьми в период адаптации наибольшие психологические трудности испытывают дети раннего и младшего дошкольного возраста. Как средство профилактики психоэмоционального напряжения для детей младших, средних групп и групп раннего развития проводится цикл из игровых сеансов, объединенных одним сказочным сюжетом, например «Песочные зайчики». Для детей старшего возраста подходит методика «Построение миров».

Основные задачи работы с детьми: снижение тревожности, перепадов настроения; создание положительного эмоционального микроклимата.

Периодичность и время проведения:

  • 2 раза в неделю по 15-20 мин. (10 игровых сеансов) для детей групп раннего развития, младших и средних групп
  • 2 раза в неделю по 20-30 мин. (6-8 игровых сеансов) для детей старших и подготовительных групп.

Количество детей в одном игровом сеансе от 2 до 4.

Структура игрового сеанса «Песочные зайчики»:

  1. Тактильная разминка.
  2. Создание сказочной ситуации.
  3. Практическое задание по сюжету.
  4. Обмен впечатлениями.

Структура игрового сеанса «Песочные миры»:

  1. Ритуал «входа» в игру.
  2. Построение миров.
  3. «Оживление» миров.
  4. Контакты между мирами.
  5. Ритуал «выхода» из игры.

Место проведения: игровые сеансы можно проводить в кабинете педагога-психолога с соответствующим оборудованием; в групповой комнате – если в ней предусмотрен уголок для игр с песком и водой; в теплый период сеансы можно проводить во время прогулки – на веранде детского сада.

Оборудование:

  • песочница с песком, разделенная на 2или 4 части
  • пластмассовые совочки, ложечки, формочки, грабельки, леечки, сито, палочки, кисточки
  • природный материал – ракушки, камешки; декоративный материал – бусинки, пуговицы и пр.

- фигурки животных, людей, сказочных героев, растений, строений.

Пример игрового сеанса на основе простого сказочного сюжета «Песочные зайчики».

История первая. «Зайчики заблудились»

Ход игрового сеанса

1. Тактильная разминка

Инструкция. Дети располагаются вокруг песочницы. Педагог-психолог (приговаривая и показывая, что надо делать): «Любят зайчики скакать и в песочек поиграть. Вот так. Вот так и в песочек поиграть».

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: пересыпают песок из ладошки в ладошку; зарывают поочередно ладошки в песок; берут щепоткой песок и как бы «солят»; возят ладошками по песку; растирают песочек между ладошками. На следующих сеансах дети могут играть в песок без показа.

2. Создание сказочной ситуации

Инструкция. Педагог-психолог знакомит детей с песочными зайчиками: «Жили-были необыкновенные зайчики. Необыкновенные: не простые, не солнечные, а песочные – самых разных цветов. Они живут в песочнице, поэтому их песочными и зовут. Каждый раз с ними случаются необычные истории. Они очень любят приглашать с собой друзей в разные песочные приключения. Давайте и мы с вами поиграем с песочными зайчиками. Для этого каждому из вас понадобится фантазия и хорошее настроение».

3. Практическое задание по сюжету

Инструкция. Педагог-психолог зарывает зайчиков в песок для каждого ребенка. «Зайчики песочные играли, резвились и в песочке заблудились. Будем зайчиков искать и с зайчатами играть. Песочек пальчиками шевелите, озорных зайчат найдите». Детям необходимо пальчиками аккуратно, не высыпая песок, откопать заблудившегося зайчика, поставить его на любое место в своей части песочницы. Можно предложить сделать для зайчиков песочные домики и нарисовать пальчиком дорожку, по которой зайчик сможет найти свой дом.

Примечание. Малышам следует показать, как надо пальчиками аккуратно разгребать песочек. Детям среднего возраста достаточно сказать, что это надо делать аккуратно и осторожно.

Детям дается возможность рассмотреть своего зайчика и ответить на вопросы: какой это зайчик? что он любит? С кем дружит? Вопросы могут быть разнообразные, важно, чтобы они побуждали детей к действию с песком и стимулировали желание создавать пространство для песочного зайчика.

4. Обмен впечатлениями

Инструкция. В конце сеанса ребенок рассказывает о своих впечатлениях – понравилось ли помогать зайчику или нет. Педагог психолог просит детей попрощаться с зайчиками и желает всем хорошего настроения.

Пример игрового сеанса «Построение миров».

Ход игрового сеанса

1. Ритуал «входа» в игру

Инструкция. Дети располагаются вокруг песочницы. Для создания у ребят настроя на совместную игровую деятельность педагог-психолог предлагает выполнить коллективное упражнение или «сплачивающее» действие. Например, дети произносят следующие строки, выполняя указанные в них действия:

Мы собрались в дружный круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Скажем дружное: «Ура!»,

Начинается игра!

2. Построение миров

Инструкция. В разделенной на части песочнице педагог-психолог предлагает детям построить свой волшебный мир, используя фигурки, природный и декоративный материалы.

3. «Оживление» миров

Инструкция. Педагог-психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми песочные миры, углубляет представление ребят о собственных мирах, озадачивает, задает вопросы для размышления: как называется мир? как живется обитателям этого мира? какие правила и законы существуют в мире? кто правит миром? есть ли кто-то в мире похожий на тебя?

4. Контакты между мирами

Инструкция. Детям предлагается обсудить возможные взаимодействия миров и проиграть сюжет в песочнице. Дети предлагают разные варианты: совместный праздник, построение дорог и мостов, жители миров ходят в гости друг к другу и т. д. Если ребятам трудно придумать вариант взаимодействия, на помощь приходит педагог-психолог. Затем помогает детям обнаружить связь придуманных ими сюжетов игры с реальностью, задает вопросы: будете ли вы поступать как герои ваших миров? если да, то почему? если нет, то почему?

5. Ритуал «выхода» из игры

Инструкция. В конце сеанса ребенок рассказывает о своих впечатлениях – понравилось или нет. Педагог-психолог желает всем хорошего настроения, просит детей разобрать свои миры и попрощаться. Дети произносят ритуальную фразу, взявшись за руки: «Вот и кончилась игра, собираться нам пора».

Литература.

  1. Агошкова М. Д. Забавы с песком – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Цикл игровых сеансов «Песочные зайчики»: организация работы, конспекты // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013, №11.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2010.
Просмотров: 1276
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Ушакова Светлана Петровна. Конспект совместного игрового сеанса родителей и детей в группе раннего возраста. Тема: «Зайка»
  • Никулина Марина Владимировна Соавтор: Алясева Оксана Геннадиевна. «Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Першина Екатерина Валентиновна. Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Конспект занятия для детей 3-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению «Как цыпленок радугу искал»
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Демкова Ольга Васильевна. Конспект по исследовательско-экспериментальной деятельности «Незнайка и Солнечные зайчики» для детей среднего дошкольного возраста
  • Чикунова Янина Викторовна. Конспект образовательной деятельности (опытно-экспериментальная деятельность с песком) «Песочные истории»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Руденок Юлия Игоревна. «Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Азарова Наталья Владимировна. Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь