загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Аутотренинг «Волшебный лес»
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Интерпретация факторов – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Кандыба Виктор - Криминальный гипноз. В двух томах. Том 1
Ковалев В. Мечты и цели (Азбука дистрибьютора)
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.
Коммуникативные упражнения
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
Литвак Б.М. Как вернуть любимого человека
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Особенности старшего подросткового возраста
Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика
Тест «установление закономерностей»
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Тренинг «Сплочение коллектива»
Упражнение «Мотивация»
Упражнения разминки
Физминутка «Самолеты загудели»
Физминутка «Хома, хома, хомячок»
Юнг Карл Густав. Нераскрытая самость (настоящее и будущее)

Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера

Категория: Статьи, Глубинная психология: статьи | автор: admin | 12 июля 2010 | Просмотров: 26744


 Компилировал Макаренко Э. В.
mrseneks@gmail.com 
     В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что "так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени".
     Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о "жизненном стиле личности". В индивидуальной психологии под "жизненном стиле личности" принято понимать значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих устремлений и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем) "содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения".
Процедура обследования.
     Испытуемому предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. Если испытуемый будет устно рассказывать о своем раннем детском воспоминании, то при этом сопротивление будет меньше, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде.
     Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».
     Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:
     быть как можно более конкретным;
      не давать «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
     не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;
      включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;
      описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;
      описывать чувства, даже если они противоречивы;
      называть имена присутствующих в воспоминании людей;
      описывать наиболее яркую часть;
      описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
      попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;
     указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.
     При проведении двухдневного или трехдневного семинара участникам предлагается записать свои ранние воспоминания:
     «Придя домой, и отдохнув, постарайтесь уединиться от всех и устроить так, чтобы в течение часа никто из домашних или посторонних не отвлек вас от воспоминаний. Часа, по-видимому, хватит с избытком, но пусть лучше будет время в запасе, поскольку торопиться здесь, не стоит. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите на бумаге ваше самое раннее воспоминание. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опускайте никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: "Когда это было? Что это было?" и т. п. Важно, что вы это помните как самое раннее свое воспоминание. Хронология неважна. Но важно, чтобы вы обязательно сделали это письменно».
     Преимущества метода: Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.
Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.

     Порядок анализа ранних воспоминаний:
      На 1-м этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
      На 2-м этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.
      На 3-м этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
     На 4-му этапу анализа, мы переходим к  исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
 
     1-й этап фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
      Присутствующие в воспоминаниях люди:
     1.1. Мать.
     Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
     а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
     б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
     в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
     г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
     д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
     е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).
 
     1.2. Отец.
     а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;
     б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;
     в) отсутствие отца не анализируется
 
     1.3. Братья и сестры.
     а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
     б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
     в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
     г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.
 
     1.4. Двоюродные братья и сестры
     а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;
     б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.
 
     1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники. 
     а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;
     б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.
 
     1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
     а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;
     б) посторонние люди как опасность;
     в) несамостоятельность и страх остаться одному.
 
Тип события:
     1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
     2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
     3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;
     4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
     5. Ситуация оценки со стороны окружающих.
     Оценка поведения субъекта:
Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое
     Эмоциональное переживание среды субъектом:
Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются
 
Исследование цели.
     Активность-пассивность субъекта:
     Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие
     1. Инициативное преследование цели.
     2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.
     3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.
     Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.
     1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.
     2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.
     3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.
 
Способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий вид чувствительности.
     У ребенка, который страдал от трудностей со зрением и который научил себя смотреть более тщательно, мы обнаружим склонность к зрительным запечатлениям. Его воспоминания будут начинаться со слов: "Я увидел вокруг себя" — или с описания предметов различного цвета и формы.
     Ребенок, у которого были трудности с движением и который хотел ходить, бегать или прыгать, выкажет эти интересы... События, запоминаемые из детства, должны быть очень близкими к основному интересу индивидуума; а если мы знаем его главный интерес, то мы знаем его цель и стиль жизни. Поэтому ранние воспоминания так важны в профессиональном консультировании.
     Часто бывает, что дети или взрослые интересуются какими-то вещами потому, что они их выстрадали. ...Вот случай с человеком, страдающим астмой. Он был туго перевязан на уровне легких в детстве в связи с каким-то недомоганием и в результате развил в себе необычайный интерес к способам дыхания.
     Некоторые люди настаивают на том, что самый важный орган — это желудок, и мы обнаружим, что и в этих случаях ранние воспоминания будут соответствовать более поздним проявлениям этого убеждения.
     Зачастую мы узнаём и о других интересах — например, зрительных, слуховых или моторных, — что дает нам ключ к неудачам в школе, ошибкам в выборе профессии и указывает на род занятия, который больше соответствует подготовке данного человека к жизни.
     То, что он был избалованным ребенком, раскрывается тем фактом, что в ситуации присутствует озабоченная мать.
 
     2-й этап - предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.

Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний
     3-й этап - предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
     Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это...» или: «Жить — значит...».
     Вообще, прочитать чужое раннее воспоминание — значит головокружительно близко подойти к постижению сути другого человека. Однако это субъективное ощущение должно остаться диагностической тайной.

     4-й этап анализа, мы переходим к  исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
 
     Схема контент-анализа ранних воспоминаний, в основе которой лежат их пространственная организация и паралингвистические параметры. Она включает выделение и оценку ряда элементов воспоминания:
     1) характеристика "психологического пространства":
          а) его объем: суженный (например, комната, детская кроватка) - расширенный (например, улица, двор);
          б) его насыщенность определенными объектами: действующими реальными персонажами, вербально обозначенными, но отсутствующими в описанной сцене персонажами (например, "мамы нет"), а также объектами живой и неживой природы (например, радио, машина, песня);
          в) положение в пространстве главного персонажа (ребенка) и других персонажей, обозначенных объектов: степень их удаленности друг от друга, наличие связующих (например, дорога, телефон) или разделяющих элементов (например, борт коляски, стены комнаты);
     2) активность субъекта в организации своего "психологического пространства":
          а) степень активности;
          б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);
          в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);
     3) типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения;
     4) особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.
 
     Стадии психосексуального развития и соответствующие им темы ранних воспоминаний .
     Психосоциальные (психосексуальные) стадии развития
     A. Оральная стадия. Темы воспитания, удовлетворения желаний — или недоверия и лишения чего-либо.
     B. Анальная стадия. Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим — или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе
     C. Фаллическая стадия. Темы получения удовольствия от власти и силы, или боязни наказания за это удовольствие, или сексуальные темы
     D. Эдипова стадия. Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике
     E. Латентная стадия. Темы какой-либо совместной со сверстниками активности; принятия или отвержения группой; индивидуальных достижений.
 
     Возможность на основе ранних воспоминаний предсказывать склонность к преступному поведению и рецидивизму.
     Семь категорий оценки:
     1. Ощущение конфликта, соревнования, страха или тревоги.
     2. Ощущение одиночества, потерянности или растерянности.
     3. Противостояние авторитетам, нарушение правил.
     4. Ребенок является чьей-то жертвой, ему наносится вред или им не занимаются.
     5. Состояние пассивного реципиента, участника или наблюдателя.
     6. Нанесение вреда другим людям.
     7. К нему доброжелательно относятся, его удостаивают похвалы или дарят ему что-нибудь.
     У 26 бродяг из 30 в ранних воспоминаниях были выявлены различные сочетания первых четырех негативных категорий. Оказалось, что у 22 из 26 в прошлом были и соответствующие нарушения — конфликт, противостояние властям и др. С другой стороны, у 16 бродяг из 30 воспоминания содержали и положительную категорию 7 — «доброжелательное отношение, похвала и подарки». Несмотря на это, 14 бродяг из этих 16 все-таки имели в прошлом какие-то правонарушения. Таким образом, негативные элементы ранних воспоминаний оказались более «прогностичными», чем позитивные, — по крайней мере для предсказания правонарушений.
Продолжение следует...




Похожие публикации:

  • Воспоминание маскирующее; screen-memory
  • Доэдипов; preoedipal
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Интериоризация
  • Замещение; substitute
  • Бегство в болезнь
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Активность—пассивность
  • Аллоэротизм
  • Амнезия инфантильная
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Деформация (сна); distortion
  • Догенитальный; pregenital
  • Госпитализм; hospitalism
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Амфиболи́я
  • Аутоэротизм; Autoerotism; Autoerotomanie
  • Анаклитическая (депрессия)
  • Испуг; fright
  • Иннервация
  • Сензитивность; sensus
  • Афанизис
  • Символ мнесический; mnemic symbol
  • Детумесценция; detumesco
  • Случай Элизабет фон Р. «Методическая уловка» с наложением руки
  • Нуминозный; Numinous
  • Инфляция; Inflation
  • Идентичность; Identity; Identitat
  • Амбивалентный, доамбивалентный, постамбивалентный
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Тело; Body
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Дитя; Child; Kind
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Амнезия; amnesia
  • Метод сосредоточения
  • Интроекция; Introjection; Introjektion
  • Воображаемое; imaginary
  • Родитель (и) объединенный(е); combined parents, combined parent-figure
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Семейный роман; family romance
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Психогенный; Psychogenic; psychogen
  • Личное бессознательное; Personal unconscious; Per-sonlichcs Unbewusstes
  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • Мир единый; Unus Mundus
  • Ассимиляция; Assimilation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 2)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








    Locations of visitors to this page



          Обратная связь