Образ человека с аутизмом – как он показан в кинофильмах

Категория: Психиатрия, Психоанализ, Психология | Просмотров: 1002

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Любое необычное явление, конечно же, вызывает интерес в обществе и рано или поздно находит свое отражение в кинематографе, не только в научных или документальных, но и в художественных фильмах, тех, которые показывают в кинотеатрах или которые в выходные большими компаниями смотрят дома с попкорном. В некоторых фильмах в качестве элемента киноповествования как фоновый персонаж, в роли второго плана или в качестве главного героя на фоне истории (любовной, социально-политической, биографической и т.п.) выступает человек с расстройством аутистического спектра.

Необходимо отметить, что за последнее время значительно возросло количество подобных картин. Преимущественно все они зарубежные, хотя есть и пара отечественных фильмов, относящихся скорее к документальному жанру. Посредством содержательного анализа кинообразов героев с аутизмом можно более подробно рассмотреть специфику данного расстройства. В зависимости от сюжета кинофильма портреты людей с РАС различаются, но при этом в разных фильмах очень схожими показаны их основные клинико-психологические особенности.

В качестве эмпирического материала нашего анализа выступают 7 фильмов, отснятые в период с 1998 по 2010 гг. Каждая из этих картин достойна того, чтобы выделить время для ее просмотра. Какие-то ленты отражают реальные истории людей («Темпл Грандин» — история успеха знаменитой американки), некоторые показывают вымышленные истории на фоне реальных событий («Меня зовут Кхан» — о трагедии башен-близнецов и гонениях на мусульман), в других же аутистическое расстройство выступает скорее как причуда главного героя («Без ума от любви» — любовная история между двумя нестандартными героями).

Стоит отметить, что фильмы для настоящего анализа были подобраны таким образом, чтобы в картине в той или иной форме был назван диагноз (аутизм либо синдром Аспергера). Героями для кинолент режиссеры чаще выбирали мужчин в возрасте приблизительно от 17-ти до 30-ти лет.

Следует дать краткое описание каждого фильма.

Начнем с самой старой картины из нашего списка — «Человек дождя» (Rain-Man,1998, США). Стоит отметить феноменальную игру актера Дастина Хоффмана, который сам создавал образ главного героя, строя его на основе психологических портретов знаменитых людей с РАС. Поэтому в фильме, содержание которого, видимо, известно каждому, мы видим сложный и весьма точный потрет человека с аутизмом.

Далее следует кинолента «Без ума от любви» (Mozartandthe Whale, 2005, США). Здесь представлена целая группа людей с РАС, имеющих разнообразные особенности. Собрал их вместе парень, лишенный умения общаться и выражать свои чувства. Однажды в это общество приходит девушка. Он — математический гений. Она — творческая личность. Он поражает нас своей добротой и открытостью. Она — искренностью и прямотой. Он — Кит. Она — Моцарт. Они открывают зрителям совершенно особые грани реальности.

Следом идет кинофильм «Бен Икс» (BenX, 2009, Бельгия, Нидерланды), где герой — подросток, который «живет» в компьютерной игре и не адаптирован к реальной жизни. Окружающие не понимают его: ровесники издеваются, учителя избегают, родители терпят. «Чтобы что-то произошло, кто-то должен умереть», — и для этого Бен разрабатывает гениальный план игры.

Еще один фильм «Адам» (Adam, 2009, США) рассказывает историю Адама, у которого умирает отец, и ему нужно как-то приспосабливаться к жизни среди людей, найти близкого человека. Этим человеком становится новая соседка. Лента показывает взаимоотношения этих двух совершенно разных людей, они раскрываются друг перед другом, и в результате каждый получает бесценный опыт.

Картина «Меня зовут Кхан» (My Name Is Khan, 2010, Индия) пожалуй, самая тяжелая из списка. Она о трагедии 11 сентября 2001 года, которая разделила жизнь мусульман Америки на периоды до нападения террористов и после. Как следствие, в некоторых семьях отношения разрушаются. Наш герой растерян и очень расстроен тем, что горячо любимая женщина его покинула. Чтобы вернуть ее, он предпринимает трогательное и вдохновляющее путешествие через всю Америку.

Кинофильм «Рай океана» (Haiyang-tiantang, 2010, Китай) повествует о реальности, с которой сталкиваются смертельно больные родители особых детей. Ребенка крайне сложно пристроить в специальное учреждение, и набравшись терпения, умирающий отец шаг за шагом учит беспомощного сына элементарным вещам и обычной бытовой логике.

И, наконец, кинолента «Темпл Грандин» (Temple Grandin, 2010, США), основанная на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. В этом фильме замечательно наглядно представлен уникальный опыт достижения независимой жизни. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей и других близких на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Теперь перейдем к рассмотрению собирательного клинико-психологического портрета человека с РАС. Такого человека, каким его видят режиссеры и сценаристы, которые при написании сценариев к фильму общались и наблюдали за реальными людьми, имеющими аутизм, или же специфическими чертами своих героев наделяют сами актеры, играющие такие необычные роли.

Для этого необходимо выделить основные черты аутизма, которые показаны в фильмах, и выявить их соотношение.

— Отстраненность от внешнего мира, невозможность поддерживать контакты с окружающими (виртуальная жизнь — «Бен Икс» или «морская реальность» — «Рай океана»). Нарушения коммуникации. Расстройства речи, а именно — коммуникативной функции («Человек дождя»). Характерны эхолалии (в ответ на услышанное — повторения сказанных другим слов — «Рай океана»).

— Нарушения социального взаимодействия. Человек с РАС неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека («Темпл Грандин»), неспособен адекватно использовать взгляд глаза в глаза («Адам»).

— Стереотипное поведение, интересы или деятельность, связанные с желанием человека сохранить стабильные, неизменяющиеся условия жизни. В просмотренных фильмах присутствуют стереотипные движения: специфическое хлопанье в ладоши («Рай океана») или когда герой теребит волосы («Меня зовут Кхан»), переминание с ноги на ногу («Человек дождя»); приверженность строгому распорядку и неизменяющемуся ритуалу: в меню — только макароны («Адам») или желе («Темпл Гран-дин»). Сверхзахваченность собственными стойкими интересами: одержимость космосом («Адам») или захваченность цифрами («Без ума от любви») или просмотром телепрограмм («Человек дождя»).

— Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на звуки («Без ума от любви», «Человек дождя»), свет, цвет («Меня зовут Кхан»), прикосновения («Темпл Грандин»).

— Искажение целостной картины реального природного мира: восприятие мира частями, через цифры («Без ума от любви»), компьютерные игры («Бен Икс»).

— Некая феноменальная черта. Например, отличная механическая память, умение выполнять в уме сложные арифметические операции («Человек дождя»).

Ниже отмечено присутствие у персонажей кинофильмов основных симптомов РАС

Подводя итоги анализа аутистических черт персонажей из представленных художественных фильмов, можно составить следующий собирательный портрет человека с РАС. При этом в описании учтены те черты, частота встречаемости которых находится в диапазоне от 5-ти до 7-ми раз.

Такой человек почти всегда выглядит отрешенным, у него отмечаются стереотипные движения. Взгляд его скользит в сторону или сквозь собеседника. Если же собеседник пытается поймать взгляд, то наш герой тут же отворачивается или опускает голову, избегая зрительного контакта. Его лицо не выражает эмоций и больше похоже на маску. Часто присутствует страх — панический, удушающий — громких звуков, определенных цветов, заставляющий персонаж куда-то бежать или просто громко кричать.

Человек с РАС нередко не понимает, что чувствует другой человек, не может никого поддержать в трудную минуту и вовремя признаться в своей симпатии, чтобы не потерять дорогого ему человека.

В общении с таким человеком возникают серьезные трудности еще и потому, что он плохо понимает переносный смысл сказанного, явлений.

Вместе с тем у него имеется своя любимая тема: космос, бейсбол или электроника, о которой он будет знать абсолютно все, включая точные даты или научные термины. И еще он обладает феноменальной чертой.

Насколько реалистично рисует современный кинематограф человека с аутизмом? С точки зрения специальной психологии, скорее это собрание всех ярких черт людей с РАС. Может быть поэтому обобщенный портрет получается слишком идеализированным. В реальной жизни куда более редко встречаются люди с такими адаптивными возможностями, какие мы видим в фильмах, но часто — с сочетанием перечисленных особенностей.

Однозначно можно утверждать, что благодаря подобным визуальным образам в воображении зрителей, самых обычных людей, складывается более определенное представление о людях с РАС, что служит их лучшему взаимопониманию.



Основные симптомы Фильмы Частота встречаемости
Адам Бен Икс Темпл Грандин Без ума от любви Рай океана Меня зовут Кхан Человек дождя
Отгороженность + + + + + 5
Стереотипные движения + + + + + + 6
Соблюдение ритуалов + + + + 4
Избегание зрительного контакта + + + + + + + 7
Болезненная реакция на прикосновения + + + + 4
Искажение картины мира + + + 3
Непонимание переносного смысла выражений + + + + + + + 7
Расстройства речи + + + + 4
Прямолинейность, уплощенность + + + 3
Отсутствие эмоциональных реакций + + + + + + 6
Непонимание чужих эмоций + + + + + + + 7
Страхи + + + + + 5
Острый интерес к одной теме + + + + + + 6
Нарушения коммуникации + + + + 4
Феноменальная черта + + + + + 5


Малышева Д.И., Феофанов В.Н. Портрет человека с расстройствами аутистического спектра в кинематографе // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 50–54.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Почему люди хронически лгут
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Притча «Доверие»
  • Геркова Ольга Романовна. Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями»
  • Семенюк Ирина. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Язык любви»
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Притча «Притча о том, как изменить мир»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Кристофер Букер о семи базовых сюжетах, на основе которых написаны все книги в мире.
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • Курицина Снежана Степановна, Шестакова Наталья Сергеевна. Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно — игровым действиям
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Выбор»
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Заговор на остуду от нежелательной любви
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Инесса Гольдберг. Успех в почерке: неудачник или победитель?
  • Главный Редактор. Волк, коза и капуста - задача
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях.
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Доброславович В. Любовь или влюбленность.
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Притча «Я научу лошадь летать»
  • Эрих Фром говорил…
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь