Исследование ценностных ориентаций М. Рокича

Категория: Психодиагностика, Психодиагностика, Для психолога в школе | Просмотров: 5647

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Методика «Ценностные ориентации» позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".

Милтон Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Инструкция к тесту Рокича:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича

Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).

Исследование ценностных ориентаций М. Рокича
Исследование ценностных ориентаций М. Рокича

Обработка результатов, интерпретация

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6. ...через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «О ценности времени»
  • Крикян Марина Мартиросовна. Педагогический опыт «Мысли вслух»
  • Носова Наталья Викторовна. Образовательный проект «Семейные ценности»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Ирина Петракова. Семейные ценности и традиции
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родительского собрания в подготовительной группе «Как быть здоровым телом и душой»
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Тухфатуллова Гузель Рифкатовна. Развитие социокультурной компетентности у старших дошкольников посредством сказки.
  • Макарычева Юлия Николаевна. План работы по самообразованию воспитателя 'Экологическое воспитание дошкольников'
  • Рациональное; Rational; Rational
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Редактор. proekt
  • Карандашев В. Н. - Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Пупыгина Любовь Николаевна. Проект «Подари книге — вторую жизнь» для детей 5-6 лет.
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Лазаренко Светлана Евгеньевна Глазко Ольга Викторовна. Формирование внутренней картины здоровья детей 4-6 лет
  • Кистерёва Людмила Васильевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ – СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ».
  • Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома
  • Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна. Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Некрасова Галина Васильевна. Сценарий тематического досуга «Путешествуем с игрой»
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Кожанова Людмила Николаевна. «Православные традиции в современной семье»
  • Сонина Мария. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей»
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Инна Желудева. Духовно-нравственное воспитание основа формирования гражданской позиции дошкольника.
  • Дворянкина Светлана Михайловна. Консультации для родителей 'Здоровый образ жизни ваших детей'
  • Обгенова Баира Анатольевна. Конспект занятия «Семья и семейные ценности»
  • Лэнгле А. Дороги, ведущие к смыслу
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПРОЕКТ по работе с родителями учителя-логопеда Стуенко Т.Г. «ОСОЗНАННЫЙ РОДИТЕЛЬ»
  • Притча «Об относительной ценности»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Котова Юлия. Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Есин А.Б. Введение в культурологию
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Притча «Ценности»
  • Универсальные стратегии адаптации относительно внешнего воздействия в соответствии с классификацией Карен Хорни.
  • Виноградова . Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Парфенова Наталья Евгеньевна. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: исторические аспекты
  • К чему снятся иконы?
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера
  • Притча «Уникальные ценности человечества»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь