Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости

Автор: Абайханова М. И.   

Рассматривается актуальность изучения жизненных сценариев, определяющих поведение и судьбу человека, приводятся результаты исследования сценариев у студентов-старшекурсников.

Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец этой книги. С самого рождения человек видит, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой Он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, человек, скорее всего, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо, как, например, радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев.

Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или « жизненных сценариев». Берн определил сценарий, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую, как в пьесе структуру: начало, середину и финал. Начиная, так или иначе, реагировать на то, что с нами происходит в жизни, следуя привычному сценарию, мы уже примерно знаем, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что «жизненные сценарии» это наша подсознательная психологическая защита от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита, настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью нашей личности, характера. Очень часто бывает так, что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает именно так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве.

На выбор сценария в раннем детстве большое влияние оказывают самые близкие люди – родители. Из поколения в поколение в семье передается определенный стиль жизни, определенный тип реагирования определенный « жизненный сценарий». Если основу характера ребенка составляет такая особенность нервной системы, как сильный тип реагирования, устойчивость внутреннего Я, врожденная способность к сопротивлению и ориентацией на собственное мнение, то «жизненный сценарий» его, возможно, будет построен по принципу « наоборот». Считается, что уже к семи годам основа « жизненного сценария» написана. Это не означает, что он останется неизменным. Судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и ориентироваться в окружающем мире. Обычно где-то в юношеском возрасте вносятся вполне ощутимые коррективы, но основа, так сказать, основная направленность, все же, остается. Планирование жизненного сценария начинается человеком ещё с раннего детства бессознательно, под влиянием родителей. Сценарии предполагают: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включённость" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или вызывающую доверие убеждённость. С другой стороны детский фольклор: сказки, мифы, рассказы и истории сильно влияют на формирование жизненного сценария ребенка, а также истории жизни прародителей семьи. В зрелом возрасте многие люди знает историю своей семьи. Их рассказы можно условно разбить на четыре самые распространённые формы: гордость за предков ( человек запрограммирован идти по стопам своих предков); идеализация предков (человек подсознательно желает повторить судьбу своих предков); соперничество с предками (человек хочет быть сильнее своих предков); личный опыт (личное общение с бабушками - дедушками).

Проанализировав нескольких тысяч биографий больных неврозами и клиентов, М. Е. Литвак выделил социогены – личностные комплексы ( сценарии « Евгений Онегин», «Высокомерный творец», «гадкий утенок», «творческий сноб», «раболепствующий тиран»), а также несколько разновидностей психологического вампиризма (Беспомощная Личность, Синяя Борода, Алкоголик, Холодная Женщина).

Нами было проведено исследование жизненных сценариев у студентов СевКавГТУ, в основу классификации которых был положен принцип отношения к себе и другим («я – хороший, ты – хороший», «я – плохой, а ты – хороший», «я – хороший, ты – плохой», «я – плохой и ты – плохой»). Анализ полученных результатов показал, что только 18,5 % опрошенных студентов имеют жизненный сценарий «я – хороший, ты – хороший», дающий успешность и благоприятный жизненный итог. 29,6 % студентов получили результаты, указывающие на второй сценарий «я – плохой, а ты – хороший», 35,3 % имеют третий сценарий «я – хороший, ты – плохой». Оставшиеся 16,6 % студентов являются обладателями наименее выигрышного четвертого сценария «я – плохой и ты – плохой».

Данные результаты свидетельствуют о необходимости психокоррекционной работы для значительной части студентов. Так, у 45,9 % опрошенных целесообразно повышать уровень самопринятия и позитивного самоотношения, формировать чувство уверенности в себе. Развитие положительного отношения к окружающим и мироощущения, доверия не только к близким людям, но и к человеку в целом у 51,9 % будет способствовать коррекции негативных проявлений их жизненных сценариев.

 

Источник:
Материалы II Международной научной студенческой конференции
«Научный потенциал студенчества – будущему России».
Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.

Просмотров: 2002
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Лазаренко Елена. Родительские послания и жизненный сценарий
  • Остапенко Наталья. Родительские послания и предписания, формирующие наш жизненный сценарий
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Колобовникова А. С. Психокоррекция жизненных сценариев методом сказкотерапии
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь