Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучению

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 994

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Проблема подготовки детей к школьному обучению, является актуальной темой в современном мире – рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки, наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем.

Овладение общеучебными умениями – считать, читать, писать – в дошкольном возрасте однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению, а их отсутствие у начинающего школьника о психологической не готовности к обучению.

Важнее наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма, счета.

Начало школьного обучения это новый и важный этап в жизни ребенка. Детям в это время необходимо много сил ведь они попадают в новые социальные условия, новый коллектив сверстников, изменяется их ведущая деятельность (учеба, а не игра). На детей ложатся большие нагрузки – физические, интеллектуальные, эмоциональные.

Этот новый этап в жизни ребенка иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности, сопровождается существенным повышением требований, прежде всего к познавательной деятельности ребенка, которая является основой психического развития в целом.

Эту основу необходимо закладывать уже на предыдущей степени, дошкольной, обучения.

Для успешного обучения ребенка в школе необходимо закладывать «психологический фундамент», на котором будут формироваться общеучебные умения – чтение, письмо, счет. Т.е. формировать предпосылки овладения учебной деятельностью.

Готовность к школьному обучению является сложным образованием и предполагает многокомпонентное образование. Таким образом, развивать ребенка нужно в следующих направлениях: интеллектуальное и личностное развитие.

«Параметры готовности к школьному обучению»
1. Интеллектуальное развитие, являющееся основой успешного обучения, овладения школьными знаниями.

Включает в себя:

развитие мыслительной деятельности, формирование умственных операций (наглядно-образное мышление, словесно-логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование…);
развитие дифференцированного восприятия (выделение сходных и различных элементов различных объектов, т.е. осуществлять зрительный анализ);
развитие зрительно-двигательных координаций (согласованность действий «рука-глаз», «глаз видит – рука делает»);
развитие произвольности (т.е. с помощью волевого усилия) психических процессов - произвольного внимания и памяти;
формирование умения различать пространственные отношения между объектами (во избежание в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);
развитие мелкой моторики (для формирования двигательного навыка письма);
формирование умения анализировать и копи ровать образец;
развитие речи (фонетико-фонематическое развитие речи, накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строй речи, использования обобщающих слов, сложно подчиненных предложений, пересказ сказок, умение вести диалог, составить рассказа по картинкам); речь выполняет такие функции –общение, регуляция деятельности – словами планирует свои действия;
формирование умения осуществлять звуковой анализ и синтез (выделять и различать звуки).

2. Личностное развитие.

Личностная готовность включает в себя:

- формирование внутренней позиции (социальной позиции школьника) ребенка, т.е.:

выполнение требования учителя, умение работать по словесной инструкции;
формирование умения идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного общения), выделять общую задачу, строить внутренний план умственных действий;
формирование умения контролировать свое поведение (произвольное поведение), подчинять свои действия определенным тре бованиям;
развитие коммуникативных навыков (умение найти друзей среди сверстников, поддерживать дружеские взаимоотношения, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности; по отношению к учителю проявление уважения, умение устанавливать контакты на уроке и вне его, т.е. осуществлять эффективное взаимодействие).

- формирование учебно-познавательной мотивации (желание идти в школу, учиться, интерес к приобретению знаний, к школьной деятельности), положительное эмоциональное отношение к школе и обучению в целом.

«Как подготовить ребенка к школе»
1. Интеллектуальное развитие.

Развивать мыслительную деятельность.
Развитию мыслительной деятельности способствуют вся деятельность, в которой участвует дошкольник: рисование, лепка, конструирование, различные игры и общение и др.
Необходимо учить ребенка рассуждать, объяснять, находить отличия предметов, сравнивать предметы (находить сходства и отличия), выделять существен ные признаки предметов, обобщать и классифицировать предметы, исключать лишние предметы, учить находить причинно-следственные связи, умозаключать по аналогии, анализировать ситуации осведомлять ребенка о различных явлениях.

Для этого используйте:

- устные, речевые игры (загадки др.);

- настольные игры (лото, найти четвертый лишний, аналогии…);

- письменные задания (графические узоры, специальные рабочие тетради…);

- игрушки (конструкторы, плоскостное конструирование, «сложи квадрат», логические блоки Дьенеша, кубик рубик…)

Развивать произвольную память, внимание.

Запоминание должно быть осмысленным, т.е. память нужно развивать, соединяя с мышлением – сначала осмыслить материал, выделить главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а после запомнить.

Для развития памяти и внимания используйте:

- специально-организованные игры;
- специальные рабочие тетради.

Развивать пространственные отношения между объектами.

Используйте:

- письменные задания (рабочие тетради);

- обучайте в повседневной жизни ориентирам в пространстве.

Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательные координации, умение анализировать и копировать образец.

Необходимо:

- учить раскрашивать и рисовать;

- срисовывать с образца;

- работать с пластилином;

- играть мелким конструктором;

- использовать рабочие тетради (учить штриховать, перерисовывать и переписывать, глядя на образец).

Развивать речь.

Функции речи: общение, регуляция деятельности (словами планирует свои действия), также речь способствует развитию словесно-логического мышления.
Используйте:
- устные игры со словами («Назови слова на букву …», «Найди ошибку в слове» - взрослый говорит фразы с ошибками в некоторых словах, ребенок должен их узнать и исправить);
- проговаривайте скороговорки;
- обогащайте словарь ребенка;
- пересказывайте сказки;
- учите вести диалог;
- обучайте умению составлять рассказ по картинкам.

2. Личностное развитие.

Учите контролировать свое поведение (произвольность поведения).

Произвольность поведения развивается с применением:

- письменных заданий, требующие произвольности психических процессов;

- игр с правилами, требующие произвольности поведения для соблюдения правил игры (сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, любые игры в которых есть правила).

Развивать коммуникативные навыки.

Обучайте навыкам эффективного общения:

- проводите беседы;
- рассказывайте ребенку, как следует общаться с разными людьми в различных ситуациях, как решать конфликтные вопросы;
- разбирайте ситуации из личного опыта ребенка;
- читайте сказки, рассказы, смотрите мультфильмы, обсуждая различные ситуации общения и взаимодействия.

Особое внимание необходимо уделить функциональной готовности ребенка к школе («школьная зрелость») – это возрастное, биологическое развитие. Ребенок должен быть здоровым и выносливым, чтобы выдержать требования си стематического обучения в школе, нагрузку во время урока.

Список литературы:

М.М.Безруких: Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.
М.Н.Ильина: Подготовка детей к школе: развивающие тесты и упражнения.
Н.П.Локалова, Д.П.Локалова: Готовимся к школе. 60 занятий по психическому развитию дошкольников.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.
Н.И.Гуткина: Психологическая готовность к школе.
Автор материала: Чванова Юлия Ивановна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Коростелева Татьяна Ивановна. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Старочкина Татьяна Павловна. «Готовность ребёнка к школе»
  • «Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе
  • Оксана Мамедова. Речевая подготовка к обучению детей к школе в условиях двуязычия
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Чернова Татьяна Анатольевна. Пять плюсов плавного перехода из детского сада в школу
  • Кузьмина Снежанна Викторовна. Методическая разработка 'Индивидуальная образовательная программа'
  • Ведерникова Юлия Васильевна. Готовность к обучению в школе
  • Исаева Ольга Сергеевна. Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте
  • Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет
  • Сапарова Елена Николаевна. Компоненты готовности к обучению в школе
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи и готовность к школе
  • Похно Анастасия Николаевна. Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром
  • Савостьянова Екатерина Владимировна. Подготовка ребенка к школьному обучению дома и в детском саду
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Оксана Горбунова. Рекомендация для родителей.- Игры для детей старшего дошкольного возраста с мамой на кухне
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Прохорова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики рук посредствам техники «Канзаши»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Марина Павлович. Родительское собрание на тему 'Психологическая готовность детей к обучению в школе'
  • Колегова Наталья Андреевна. Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Флюра Смашникова. Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей с 3-х до 7-ми лет «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
  • Хомутникова Надежда Романовна. Готовность ребёнка к школе
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Житина Инна Валериевна. Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Кочетова Любовь Викторовна. Презентация 'Готовность к школьному обучению'
  • Худякова Ирина Александровна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе 'Космическое путешествие'
  • Цепилова Ольга Васильевна. Экскурсия в школу «Город, в котором я живу».
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Волковская Екатерина Александровна. «Ум ребенка в пальчиках!»
  • Пестова Галина Федоровна. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Тараканова Ольга Андреевна. Мастер-класс «Маленький интеллектуал»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь