Лекция на симпозиуме по консультированию на Мировой конференции Tрансакционного Aнализа 2011 года

Автор: Лизлотт Фассбинд   

Если мы не просто второсортные психотерапевты – то, кто мы?

Я не буду отвечать вам на этот вопрос, а повторю его в конце моей речи.

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить вас за возможность поделиться своими мыслями о сложнейшей задаче личностного роста в области консультирования. Консультант всем своим сердцем, я счастлива представлять множество мужчин и женщин по всему миру, разделяющих мою любовь к консультированию, и, вероятно, прошедших через собственную борьбу в ходе формирования своей идентичности как консультантов.

Сегодня я представлю вашему вниманию:

  • Свои предположения об идентичности консультанта в рамках системной структуры
  • Временную ось в качестве иллюстрации многообразных возможностей для поиска и расширения ресурсов, для того чтобы поддержать клиентов
  • Историю госпожи A, которая иллюстрирует, как можно использовать видение будущего в поиске ресурсов
  • Концептуальное осмысление моей работы с госпожой A.
Во-первых, я хотела бы поделиться с вами личным опытом столкновения с вызовом роста.

Я, девочка, родилась третьим ребенком в семье, спустя 11 лет после первенца – мальчика, и спустя семь лет после второго мальчика.

Сколько я себя помню, я видела в братьях эталон того, что я должна знать, и того, что я должна уметь, чтобы быть благополучной; быть достойным ребенком.

Я научилась определять себя как посредственную младшенькую, которая никогда не сможет стать столь же мудрой, как ее большие братья.

Пользуясь метафорой Берна, я была принцессой, которая под влиянием других превращается в лягушку.

Я боролась с такими контаминациями, как:

- Чтобы быть ОК, я должна быть совершенной; я должна быть похожей на них.
- Чтобы быть ОК, мне нужно знать все, что знают они.
- Чтобы быть ОК, необходимо испытывать себя, необходимо стараться.
- Я глупая девочка.
- Дети, рожденные третьими, - посредственности.

Несмотря на уверенность в собственной посредственности, по крайней мере, в одной сфере я демонстрировала недюжинные способности – в переопределении реальности с целью поддержки сценария (убеждение, что я глупая девочка). Каждый раз, сдавая очередной экзамен, а я сдала их достаточно много, я считала, что мне ужасно повезло, потому что по счастливому совпадению мне доставался знакомый вопрос.

И, наконец, я была искренне поражена целенаправленными поглаживаниями, которые я получила в конце своего TEW.

Все отмечали мою способность ясно мыслить.

В этот момент я приняла новое решение. Я пообещала себе определенно освободиться от старой идентичности «глупышки» и признать себя талантливой женщиной, которой я являюсь.

Вероятно, вы уже принялись гадать, зачем я рассказала вам эту историю – я полагаю, что сейчас самое время для нас, консультантов, освободиться от исторически-сложившихся моделей идентичности и определять себя на основании своих компетенций, а не на основании того, чего мы не делаем и чего нам не разрешено делать.

Давайте взглянем на истоки ТА. Я хочу процитировать краткую историю ТА, изложенную на веб-сайте ITAA:

В 1956 г. заявление Эрика Берна в Институт психоанализа Сан-Франциско «было отклонено с вердиктом, что он не готов, но, вероятно, через три-четыре года личного анализа и обучения, он сможет подать заявление повторно. Это отвержение побудило Эрика к действию, подстегнуло его давние амбиции дополнить психоанализ чем-то новым. Он начал работать с твердым намерением самостоятельно создать новый подход к психотерапии».

Уже в 1950 г. Берн начал вести «вечерний семинар в Сан-Франциско по вторникам; он был зарегистрирован в феврале 1958 года как Семинары по социальной психиатрии Сан-Франциско. В 1964 году Берн и его коллеги по семинару в Сан-Франциско и Монтерее решили создать ассоциацию трансакционного анализа, назвав ее Международной Ассоциацией Трансакционного Анализа (ITAA), признавая факт растущего числа профессионалов в области Трансакционного Анализа за пределами США».

Я перечитала первые выпуски Бюллетеня Трансакционного Анализа, из которых видно, что от всех участников семинаров требовалось иметь диплом психотерапевта или быть на пути к получению оного. Они могли стать клиническими или научными членами ITAA.

В 1967 г. Клода Штайнера назначили председателем нового аттестационного комитета, в обязанности которого входило обсуждение проблем практикующих специалистов – непсихиатров и особых членов.

С 1968 года стало возможно обращаться за статусом члена-клинициста, или члена в особой области.

Если взглянуть на диаграмму группового имаго Берна, я предполагаю, что Берна можно поставить на место лидера, а первых участников Семинаров по социальной психиатрии в Сан-Франциско можно назвать уже определившимися со своей идентичностью, в то время как функции людей в «особых областях» еще должны были установиться.

В отношении этого системного аспекта я допускаю, что процесс роста обязан был начаться.

Первое упоминание о спецификации областей относится к 1984 г. Были выделены клиническая, организационная и образовательная области специализации.

Консультантов, судя по всему, еще не существовало.

Разве не симптоматично, что я не смогла отследить точную дату рождения области консультирования?

Несмотря на отсутствие точной информации о происхождении нашей области, наши предшественники в ТА оставили нам богатое наследство. Выбор делать нам – мы можем пользоваться их наследством или сравнивать себя с ними, даже зацикливаться на борьбе во имя доказательства собственной значимости.

Значимым шагом к формированию идентичности консультационной области стало определение рабочей группой ЕАТА ключевых компетенций консультанта в начале 1990-ых годов.

Давайте взглянем на определение консультирования, данное EATA:

Консультирование в Трансакционном Анализе – профессиональная деятельность в рамках контрактных отношений.

Процесс консультирования позволяет клиентам или клиентским системам развивать осознание, варианты и навыки управления проблемами в ежедневной жизни посредством укрепления их сильных сторон и ресурсов.

Цель – повышение автономности по отношению к их социальной, профессиональной и культурной среде.

Вы все знакомы с определением ключевых консультационных компетенций EATA. Я бы хотела еще раз подчеркнуть мою любимую компетенцию - компетенцию номер 8.

8 ФОКУСИРОВАНИЕ НА РЕСУРСАХ
a) консультант как агент изменений способен использовать сильные стороны клиента и отталкиваться от них,
b) консультант выявляет существующие ресурсы клиента и клиентских систем и интегрирует их в процесс консультирования,
c) консультант обладает практическими знаниями других локальных ресурсов в сообществе, которые могли бы поддержать клиента, или куда можно было направить клиента, включая медицинские, психиатрические, психотерапевтические и другие службы.

Среди этих требований к компетенциям больше всего мне нравится одно, которое особенно влияет на мою Идентичность как консультанта.

От нас требуется выявлять существующие ресурсы клиента. Я думаю, что это, действительно, наша ключевая особенность.

Клиент может видеть в себе неудовлетворенные потребности, фрустрации или нарушения развития и, следовательно, воспринимать себя в позиции «минус-плюс», как человека, у которого нет ресурсов, чтобы решить жизненные проблемы.

Если клиентка начинает видеть и ценить навыки, которые она сформировала при помощи своих стратегий совладания, она, вероятно, будет видеть себя и мир сквозь расширенные рамки восприятия.

Осознание собственной компетентности не только позволяет клиентке решать задачи собственной жизни, оно также положительным образом изменяет ее идентичность.

Я хотела бы использовать ось времени, чтобы проиллюстрировать богатство возможностей консультанта по усилению ресурсов клиента.

Мы можем найти ресурсы на оси времени, на одном конце которой – время рождения клиента или даже его предков, а на другом – его смерть или даже видение того, что клиента ждет после смерти.

Ресурсы настоящего
Мы все прекрасно осознаем, что в настоящем есть ряд способов получения доступа к ресурсам. Я приведу здесь несколько примеров: усиление мышления/чувств/поведения взрослого эго-состояния, деконтаминация, TA-модели и работа с телом. Есть и много других.

Ресурсы прошлого
Если мы сопротивляемся работе с прошлым клиента, поскольку она может вызвать регрессию, мы рискуем упустить ресурсы из прошлого, например, семейные ресурсы, компетенции, выработанные в ходе решения семейных трудностей, ресурсы драйверов, прошлого опыта успеха и т.д.

Ресурсы будущего
Даже в будущем клиента есть широкий выбор ресурсов, которые мы можем получить при помощи видения будущих успехов, видения будущей идентичности, видения текущей проблемы как уже решенной и многого другого.

Каждый из этих ресурсов является настоящим сокровищем в нашей консультационной деятельности.

Я хотела бы поделиться с вами недавним опытом работы с клиенткой. Давайте назовем ее госпожой A.

История госпожи A

Госпожа A – уникальная 85-летняя леди. Она художник и с 50 лет жила с мужем в Италии, пока ей не исполнилось 70. Я знала госпожу A с момента ее возвращения в Швейцарию, куда ей и ее мужу пришлось вернуться по причинам, связанным со здоровьем.

За семь лет мы виделись с госпожой A около 5 раз, каждый раз на одну консультационную сессию. Последняя сессия была около года назад. Ее муж умер за два месяца до этого, и она пришла ко мне, поскольку, по ее словам, она не смогла попрощаться с мужем. Она злилась на себя за то, что принимала доминирование почившего супруга. Она ушла с сессии, сказав: «Спасибо, я поработаю над этим и вернусь, когда окажусь в тупике». Я не получала от нее вестей до недавнего времени, когда она записалась еще на одну сессию.

Когда она приехала, она выглядела довольно изможденно. Она описывала чувство глубокой усталости, как физической, так и эмоциональной.

Ее первые ресурсы – осознание своего неблагополучия и импульс изменить что-то.

Она сказала: “Я достаточно долго чувствовала себя прекрасно, но недавно, просыпаясь по утрам, я стала думать: «почему я еще здесь?», - и каждый вечер, когда я ложусь спать, я спрашиваю себя: «Почему я еще здесь?» Она продолжала: «Я жду целый день; я жду, что пройдет время; я жду уборщицу; я жду службу доставки еды; я жду такси; я жду машину, которая отвезет меня в церковь воскресным утром, и меня уже тошнит от этого ожидания”.

Мне нечего было сказать, кроме как выразить понимание, что ее уже «достало» это ожидание.

Я начала рассматривать возможность терапии или обдумывания стратегии, которая могла бы помочь ей изменить простое ожидание на другой подход к своей жизни.

Затем, не дожидаясь моей интервенции, она продолжила: «Я смотрела королевскую свадьбу по телевизору. Увидев Королеву, должно быть, мою ровесницу, я была удивлена, как царственно она шла по красной ковровой дорожке. Меня поразило, как грациозно она принимала почести, которые все, включая невесту и жениха, оказывали ей. Без всякого сомнения, казалось, что она заслужила чествование, даже несмотря на то, что на ней была не корона, а обычная шляпка».

Это особый ресурс госпожи А: она смогла уловить значение важности телевизионного образа и связать его с собственной жизнью.

Она продолжала:
«Я сравнила ее с собственной позицией и собственным отношением к жизни. Я осознала, что мне кажется невозможным даже представить, что кто-нибудь мог бы уважать меня так же глубоко. Наоборот, я чувствовала, что меня подавляют, сколько я себя помню. В детстве мне приходилось так много работать, что мое тело все время болело. Мой отец умер, когда я была ребенком, матери пришлось расстаться с моими братьями и сестрами. Позднее, когда я только-только вышла замуж, я думала, что обрела рай на земле. Долгое время я не осознавала, что меня вновь подавляли, подавлял мой муж. Его все время не было дома, он бросал меня в одиночестве заботиться о семье. Бывая дома, он обожал держать «двери открытыми», и я обслуживала всех его гостей-интеллектуалов, не осмеливаясь высказывать свое мнение.

Наконец, когда мои дети и приемные дети выросли, мы иммигрировали в Италию, остановившись неподалеку от монастыря для отшельников, где мой муж жил своей интеллектуально-духовной жизнью, а мне приходилось восстанавливаться после очень тяжелой аварии. Здесь, наконец-то, я смогла открыть в себе творческие способности и жить ими, но, когда я успешно написала несколько картин, нам пришлось вернуться в Швейцарию из-за здоровья. Так что мне пришлось сосредоточить энергию на нашей ежедневной жизни. Я думала, что мой долг – ухаживать за ним, ибо его здоровье пошатнулось, и я вновь ощутила себя подавленной. Когда он умер, моя энергия была уже растрачена».

В этот момент госпожа А остановилась и сказала: Как жаль, что у меня не было и капли царственности в жизни.

Госпожа A смогла использовать свое Взрослое эго-состояние, чтобы отличить проживаемую реальность от видения.

Госпожа A видит и ценит боль прошлого. Она берет ответственность за свою роль в страдании, признавая, что, вероятно, у нее были альтернативы, которые она в свое время не использовала.

Я пригласила ее пофантазировать, что изменилось бы, если бы она начала жить чуть-чуть более царственно с этого момента.

Немного подумав, она начала моделировать свою жизнь, если бы она была королевой.

Она сказала:

- «Проснувшись, я бы думала – я живу, Господи, спасибо Тебе за это».
- «Я бы больше не ждала, когда придет уборщица, а считала бы, что, убирая мой дом, она оказывает мне уважение».
- «Я бы хвалила себя, что вовремя собралась и готова к приезду такси, и, возможно, слушала бы музыку».
- «Я бы ценила достоинства своей жизни».
- «А самым замечательным было бы обладать энергей и внутренним спокойствием, чтобы приступить к работе над новой картиной».

На основе такого видения новой жизни она начала исследовать свои телесные реакции, эмоции и новую позицию. Нейробиологи, например, Бауэр и другие, говорят нам, что и на воображаемое действие, и на реальное мозг реагирует одинаково.

Потратив какое-то время, чтобы создать яркий образ своей новой королевской жизни, госпожа А дала мозгу новые стимулы, которые сформировали новый паттерн мозговой активности.

Чем больше она переживала свои телесные реакции, которые были частично приятными, а частично пугающими или незнакомыми, тем больше она задействовала свою лимбическую систему и связан ные поля коры головного мозга.

Она дала своему телу, нервной системе и мозгу достаточно времени на адаптацию, и таким образом, в конце концов, пришла к новому внутреннему восприятию, в котором было место и для образ королевы в ней самой.

Время, потраченное ею на фантазирование и наблюдение за телесными реакциями, было потрачено не зря, поскольку осознание и изменение происходят, только если активируется достаточное число связанных полей коры головного мозга.

Госпожа A решила прекратить ждать и незамедлительно начать жить королевской жизнью. Надевая шляпку, она сказала: «Моя шляпка больше не будет скрывать мои редкие волосы, а явится символом моего нового королевского величия». Она вышла из кабинета, опираясь на те же костыли, которые использовала раньше, но они перестали быть инструментами, поддерживающими ее тело, а стали инструментами сохранения прямой осанки и позы.

С озорной улыбкой она сказала: «Если я действительно справилась с этим, вы больше обо мне не услышите, но если мне понадобятся еще какие-то наставления, я вернусь».

Через несколько недель, я получила открытку от этой дамы. Она купила новую шляпку!

Пример этой дамы удивительным образом учит нас, как можно использовать видение будущего, чтобы усилить качество жизни в настоящем, а, кроме того, как ценить прошлое, включая его боль и навыки, необходимые, чтобы справляться с ней.

Я последую примеру это чудесной женщины и надену шляпку консультанта не для того, чтобы скрыть какие-то недостатки, но как символ моей автономной позиции по отношению ко всем четырем областям ТА и по отношению ко всем человеческим существам.

И я повторю свой вопрос:

Если мы не просто второсортные психотерапевты – то, кто мы?

Спасибо за внимание.


Список литературы

Berne Principles of Group Treatment 1966
EATA Core competenciesEATA ITAA web-site
ITAA bulletins
ITAA journals
Bauer Joachim, Warum ich f?hle was du f?hlst Hoffmann und Campe 2005
H?ther Gerald, Die Macht der inneren Bilder Vandenhoeck & Ruprecht 2006

 

Источник:
EATA Newsletter Oct. 2011, N 102

Просмотров: 799
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь