Методическая разработка психолога по развитию разных видов памяти для учащихся начальных классов

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 957

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тема:
«Её величество - память»
« Жадыны? ??дыреттiлiгi»
«Неr Маjеstу mеmоrу»
Цель урока:
1. формирование представления о механизмах памяти, её видах и значении;
2. формирование мотивации саморазвития обучающихся.

Задачи:
Образовательная:
• помочь учащимся получить представление о памяти;
Воспитательная:
• воспитание информационной культуры учащихся, усидчивости;
Развивающая:
• развитие познавательных интересов,
• развитие кругозора.
Ресурсы:
• Презентация, карточки с изображением (тучка, стакан с водой, салют),индивидуальный маршрутный лист.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие:
Учитель: Здравствуйте! Я говорю вам слово «здравствуйте», потому что хочу поприветствовать вас, ребята, и вас, уважаемые гости!!! И пожелать всем нам здоровья!
Ученики:
• Раз! Повернулись друг к другу – девочки сделали реверанс, мальчики – руки сзади, кивок головы в сторону собеседника;
• Два! Повернулись в сторону гостей – тоже самое. Девочки – реверанс, мальчики – кивок головы.


Целевая установка на урок
Учитель: Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события, запоминать хорошее и забывать плохое. Благодаря чему мы обладаем такой возможностью? (познавательным процессам).
Учитель: А какие познавательные процессы вы знаете? (внимание, память, мышление, восприятие, ощущения).
Сегодня мы тоже узнаем, как максимально можно использовать познавательные процессы в обучении и повысить свой интеллектуальный уровень!!!
2. Оценка своего настроя (1 мин.) Используя знакомые уже вам картинки, оцените своё состояние на начало урока. ( тучка, салют, стакан воды).
3. Актуализация знаний
Устный опрос учащихся по вопросам:
3.1 ВОПРОСЫ (3 мин)
1. Каким ласковым словом вас называют родители, бабушки, дедушки?
2. Видели ли вы радугу? Как она выглядит?
3. Какие ассоциации у вас возникают с приближающимся праздником Новый Год?
4. Вспомните запах мандаринов? Свежей хвои? Шоколада?

Все эти протекающие процессы обеспечивает нам такой познавательный процесс как? (ПАМЯТЬ). И все её виды.
3.2 Характеристика памяти:
1 ученик: Память – это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.
2 ученик: Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида. Если у человека проблемы с памятью, возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.
3.3 Виды памяти: долговременная, слуховая, зрительная, словесно – логическая, наглядно – образная, механическая, кратковременная.
3.4 Долговременная память – это память, где хранится информация в течении всей жизни. Посмотрите на доску. Давайте хором прочитаем слова вслух. Их 10. Запомните их.
Пенал, ластик, книги, тетрадка, телевизор, телефон, тарелка, рюкзак, яблоко, шкаф.
3.5 Слуховая память – способность воспринимать вербальную (звуковую) информацию и воспроизводить по памяти.
Тест на слуховую память.
Учитель: Внимательно слушайте слова, которые я буду читать вслух и запоминайте.
А) ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.
Какие запомнили, запишите в графу вашего маршрутного листа «Слуховая память. Тест №1». Итого: ______
Учитель: Я зачитываю вслух цифры, ваша задача – запомнить их.
б) 84, 72, 15, 44, 83, 6, 37, 18, 56,47.
Какие запомнили, запишите в графу вашего маршрутного листа «Слуховая память. Тест №2» Итого: _______
Учитель: Объем слуховой памяти найдите по формуле: Пс = (а+б)/2
а, б — количество правильных ответов по каждому пункту.
ИТОГО: _____ баллов.
Результаты: 9– 10- отличная память,
7– 8– очень хорошая память,
5 – 6 – хорошая,
3 – 4 удовлетворительная.
3.6 Зрительная память – разновидность памяти на зрительные впечатления, образы, фигуры и т.д.
Тест на зрительную память
Учитель: В течении 10 секунд прочитайте и запомните фигуры.
Тест №1

Какие запомнили, изобразите в графе «Зрительная память. Тест №1»
Тест №2
б) 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.
Какие запомнили, запишите в графе «Зрительная память. Тест №2»
Проверяем.
Учитель: Объем зрительной памяти найдите по формуле: Пс = (а+б)/2.
а, б — количество правильных ответов по каждому пункту. Умножить на 10.
ИТОГО: _____ баллов.
Результаты: 90%– 100%- отличная память,
70%– 80%– очень хорошая память,
50% – 60%– хорошая,
30% – 40% удовлетворительная.
4. Физминутка «Две половинки»
Ребята делятся по парам и выполняют движения под музыку.
После физминутки, учитель задаёт вопрос:
- Какие персонажи вы запомнили? ( собачки, девочки, младенцы, петухи, лисички, бегемотики, овечки, кузнечики, обезьянки)
- а сколько было, не посчитали? (9, бегемотики 2 раза.)
5. Упражняем память.
Учитель: Чтобы хорошо обучаться память необходимо тренировать. У одного человека "от природы” процессы в мозгу протекают с большей интенсивностью, обеспечивая быстрое и длительное запоминание, другому человеку достаются гены, способные поддерживать более узкий диапазон скоростей мозговых реакций. Но в реальности эти два человека могут демонстрировать одинаковую скорость и глубину запоминания, если первый человек не заботится о развитии памяти, а второй целенаправленно упражняет свою память.
Ещё римский оратор и писатель сказал: «Память слабеет, если её не упражнять!!!». Давайте и мы поробуем!!!
5.1 «Кто лишний?»
А) кот
Б) поросёнок
5.2. «Названия персонажей из сказок и мультфильмов»
(«Незнайка», «Колобок», «Доктор Айболит», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд», «Красная шапочка»).
5.3 Упражнение «Лишних слов не говори»
Лишние слова: ноги, пищи, ледяной, месяце, оранжевыми.
5.4 Изучаем небольшой отрывок текста.
Класс делится на 3 группы ( 3 ряда, как сидят дети).
На доске четверостишие:
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило.
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Инструкция: 1 ряд заучивает текст, а 3 ряд шумит, мешает.
Затем 3 ряд заучивает текст, а 1 ряд молчит. ( Комментарии детей 2 ряда – кто лучше выучит текст? Почему?).
5.5 Используя видовые ресурсы памяти решаем задачи!
- Назовите все буквы, которыми обозначены треугольники: А, Б, Г.
Ответы учащихся.
- Какие из перечисленных тел могут заржаветь? (гвоздь).
Ответы учащихся.
6. Проверяем долговременную память!!!
Ребята! Запишите в своём маршрутном листе в графе «Долговременная память» те слова, которые мы с вами произносили вслух в начале урока!
Пенал, ластик, книги, тетрадка, телевизор, телефон, тарелка, рюкзак, яблоко, шкаф.
Сколько у кого получилось??? Проверяем!
7. Советы «Как улучшить память!»
1. В день нужно заучивать хотя бы одно четверостишье;
2. Ставь перед собой цель запомнить надолго;
3. Заучивай с желанием знать и помнить;
4. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки;
5. Разгадывай ребусы, сканворды, кроссворды.


Учитель: А как тренировать память можно в домашних условиях???
(игры, кроссворды, сканворды, чтение книг).
8. Витаминки для памяти.
Кроме тренировки памяти, её нужно ещё «подкармливать!»
• орехи, яйца, крупы, семечки, хлеб с отрубями, ростки пшеницы, зеленые листовые овощи (витамин Е);
• ягоды – черника и черная смородина (витамин С);
• морские продукты;
• горсть семечек тыквы (цинк).
• молоко (В2), сыр, мясо (B12)
• Говядина, баранина, зеленые овощи, сухофрукты (железо)


Вот вам загадка:
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок.
Расколоться все не мог,
А потом под молоток.
Хрустнул раз — и треснул бок. (Орехи)
Вот и вам, ребята, орехи – на память!
9. Подарки гостям.
А что же на память мы подарим нашим гостям???? Самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками!! Вот и ребята сегодня подготовили свои подарки нашим гостям!!! Помните, как правильно нужно преподнести подарок! (ученики дарят подготовленные подарки нашим гостям).
10. Рефлексия. Оцени себя на уроке.

11. Награждение медальками учащихся.
12. Всем спасибо за внимание!
Автор материала: Жакупова Марина Ивановна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Авшарян Герасим. Супер–память. Проверенный тренинг для школьника.
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Логунова Наталья Павловна. Учим стихи играя!
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Влияние настроения на память
  • Мамаева В.В. А-класс. Память. 4-5 лет
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Притча «Долгая память»
  • Письмо на бумаге улучшает память
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Социальные сети ухудшают память
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Женская память лучше мужской
  • Морозова Эльвира Фаруковна. Методическая разработка сценария литературно – музыкального концерта, посвящённого 75- летней годовщине Победы в ВОВ 1941 – 1945 гг. «Свеча памяти …»
  • Экранная память; screen memory
  • Притча «Память и Забвение»
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие памяти. Учимся запоминать. 5+
  • Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание
  • Борисова Алла Витальевна. «Этот день будем помнить веками»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Гордиенко Н.И. Развиваем память. 4-5 лет
  • Гордиенко Н.И. Развиваем память. 5-6 лет
  • Гордиенко Н.И. Развиваем память. 3-4 года
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие памяти. Учимся запоминать. 5+. Подготовка к школе
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • неизвестно Вся дошкольная программа. Внимание. Память.
  • Людмила Мила. Народные традиции в воспитании детей
  • Удивление способствует ложным воспоминаниям
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Гарри Лолейн. Как запомнить и произнести речь
  • Корепина Наталья Александровна. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Мы живы, пока наша память жива»
  • Аткинсон В. Память и уход за ней.
  • Мнеме; mneme
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Самсонова Светлана Викторовна. Сценарий интеллектуальной игры «Следопыты»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь