БЕККЕР


БЕККЕР
Беккер (Becker) Говард Пол (09.12.1899, Нью-Йорк- 08.06.1960, Мэдисон, Висконсин) - американский социолог, представитель макросоциологической теории социального действия; историк культуры; работал в отделе стратегического обеспечения армии США, занимавшемся пропагандой, нацеленной на нацистскую Германию. С 1957 г.- профессор социологии в университете штата Висконсин. На Беккера оказали большое влияние Визе, М. Вебер, Парк и Дж. Мид.
В качестве главной задачи социологии Беккер рассматривал систематическое наблюдение за "социальным процессом" как повседневным практическим воплощением социальных структур. В связи с этим выделял понятие социации - обоюдно активного социального взаимодействия (например, ассоциации и диссоциации), сводящего воедино три системы деятельности: личность, социальные отношения и культуру, каждая из которых не только требует самостоятельного анализа, но и не редуцируема к другим. Формы взаимодействия, по Беккеру, - конфликт, соревнование, сотрудничество.
Особое значение уделял символической стороне социального взаимодействия. В этой связи в центр внимания социологии Беккер ставил изучение нормативных ценностей как собственно человеческого элемента социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка - это прежде всего не отражение социального процесса, а созидательная сторона формирования личности. Социальное действие осуществляется через социальные ситуации, понимание которых, по Беккеру, требует выделения четырех "аналитических элементов": социального объекта, социального метода, социального инструмента и социальной ответной реакции. Высшая роль социологии, по Беккеру, - предсказание событий и, если возможно, управление ими (отсюда он выводил необходимость для исследователя гуманистической целевой установки).
Следуя М. Веберу, выделил четыре типа ситуаций социального действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства явл. целями); аффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются). Эта типология должна носить конструктивный характер: построение типов начинается с формулирования гипотезы о каузальных, сопутствующих и предварительных условиях существования изучаемого явления, затем следует его непосредственное исследование как культурной данности и, наконец, понимание его как "типового набора типовых личностей, процессов и структур". Конструируемые типы отличаются, по Беккеру, от идеальных типов М. Вебера: их компоненты можно найти в действительности, а их взаимосвязи не должны противоречить данным эмпирического исследования и соответствующей ему научной теории, выступая тем самым в качестве стимула развития последней. Широкую известность в этой связи получила предложенная Беккера типология священного (соединяющего традиционную нерациональность и санкционированную рациональность) и светского (характеризующегося через связь целесообразной рациональности и аффективной нерациональности).
Соч.: 1) Современная социологическая теория (в соавторстве с А. Восковым). М., 1961. 2) Through values to social interpretation: essays on social contexts, actions, types and prospects. Durham, 1950. 3) Social thought from lore to science (with Barnes H. E.). N. У., 1961.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 1151
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • "ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО" КОНЦЕПЦИЯ
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • БЕККЕР
  • БЕККЕР Балтасар
  • БЕККЕР Хоуард Пол
  • Беккер, Карл Генрих
  • Беккер, Карл Фердинанд
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • Дистанция социального общения
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ТЕОРИЯ
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • теория научения социального
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • Теория социального конструирования гендера
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь