каузально-динамический анализ


каузально-динамический анализ
Этимология. Происходит от лат. causa - причина, dynamikоs - сильный и греч. analysis - разложение, расчленение.
Автор. Л.С.Выготский.
Категория. Методологическая стратегия.
Специфика. Предназначен для выделения "единицы" психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально-динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средств овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось значение слов.

Психологический словарь. . 2000.


КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
(от лат. causa — причина + греч. dynamis — сила) — важнейший компонент методологии школы Л. С. Выготского. К.-д. а. имеет своей целью выделение «единицы», трактуемой Выготским как продукт анализа, который обладает основными свойствами, присущими целому, и является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставляется анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Выготский указывал на 3 главных момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние (фенотипические) признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития.
К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средств овладения собственным поведением в качестве того определяющего целого, которое отличает высшее поведение от элементарного, натурального. На основании К.-д. а. мышления и речи Выготский выделяет в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 956
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • анализ
  • АНАЛИЗ
  • АНАЛИЗ
  • АНАЛИЗ
  • Анализ
  • Анализ
  • анализ
  • Анализ временных рядов (time-series analysis)
  • Анализ заданий (item analysis)
  • анализ каузально-динамический
  • анализ особенностей общения речевого
  • Анализ поведения (behavior analysis)
  • Анализ рабочих заданий (task analysis)
  • Анализ целей и средств
  • Анализ чрезвычайных ситуаций (disaster analysis)
  • дискурс-анализ
  • Дисперсионный анализ (analysis of variance)
  • единицы анализа психики
  • Каузально-Динамический Анализ
  • Кластерный анализ (clucter analysis)
  • Ковариационный анализ (analysis of covariance)
  • ЛАТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Профессиографический анализ (job analysis)
  • психического как процесса концепция
  • РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ
  • Транзактный анализ (transactional analysis)
  • Факторный анализ (factor analysis)
  • Функциональный анализ (functional analysis)
  • Экспериментальный Анализ Некоторых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь