Рубинштейн Моисей Матвеевич


Рубинштейн Моисей Матвеевич
(1878–1953) — российский психолог, педагог, философ. Разрабатывал концепцию педагогической психологии как научной базы педагогики («Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой», 1913). В трудах Р. получили развитие проблемы психологии юношеского возраста («Психология, педагогика и гигиена юности», 1926). Личность по Р. образует единство ее четырех системных свойств: человек — «детище природы», «индивид», «социален», «сочлен культуры». По причинам идеологического характера после 30-го года роль Р. в развитии психологической науки замалчивалась.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ
(1878-1953) — рос. и сов. философ, психолог, педагог. Философское образование получил в Германии (Фрейбургский ун-т); преподавал в М., Иркутске, Красноярске; организовал и возглавлял Восточно-Сибирский ун-т (1918-20).
Научные интересы Р. — психология личности, педагогическая и возрастная психология, педагогика. Пик публикаций приходится на 1910-20-е гг., последняя — «Воспитание читательских интересов у школьников» (1950). Р. разрабатывал глубокую и многомерную концепцию личности, в которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена общества и культуры («О смысле жизни», 1927). В работах разных лет Р. анализировал социально нормальные (напр., игра, семья, книги, ун-т) и аномальные (напр., война) влияния на формирование личности. В личности Р. прежде всего видел продукт культурного развития, а проблема методов воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и социологическими методами позволяло Р. рассматривать интересовавшие его проблемы интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной дидактичности. Р. внес крупный вклад в изучение юности, в т. ч. юношеских переживаний, которые изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей многих респондентов (1926, 1928). То, что «объективно» переживания юности не вполне адекватны реальному положению вещей, не ослабляет необходимость научного исследования их, а только усиливает.
Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований Р. до сих пор не получили достойной оценки. Между тем многие идеи Р. созвучны принципам гуманистического личностно-ориентированного направления в человекознании, некоторые особенно актуальны в настоящее время (напр., его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность»). Еще в 1920-е гг. он сформулировал идею безоценочного принятия: когда юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того, что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 888
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • _about - Краткий психологический словарь
  • _about - Психологический словарь (И.М.Кондаков)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • Бекмана–Рихтера метод исследования личности
  • Дом Педагогической Книги
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Исследования личности (personality research)
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • концепция социально-генетической психологии
  • КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ
  • метод исследования личности
  • модифицированный метод исследования личности
  • Психогенные развития личности
  • развитие личности
  • Развитие личности невротическое
  • Развитие личности параноическое
  • Развитие личности патологическое
  • Развитие личности патохарактерологическое
  • Развитие личности постреактивное
  • Расщеплениее личности (множественная личность)
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич
  • стандартизованный метод исследования личности
  • Стефенсона методика исследования личности
  • Тесты, свободные от влияния культуры
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • формирование личности
  • ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
  • эпигенетическое развитие личности
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь