язык


язык
        ЯЗЫК — сложная развивающаяся система наделенных значениями знаков, являющаяся средством объективации содержания сознания, выражающая совокупность знаний и верований, чувств и переживаний человека. Я. — это: 1) система знаков и правил их взаимосвязи; 2) система понятий, значений, смыслов, обозначающих действительность, выражающих переживания, фиксирующих мысли; 4) искусство применения знаковой системы в речи и письме; 3) медиум человеческого общения, культуры; 5) форма социальной памяти — хранения и передачи информации; 6) средство управления человеческим поведением; 7) «иммунная система» культуры, обеспечивающая ее самосохранения. Главные функции Я.: 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационная; 5) коммуникативная.
        Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной деятельности первобытных людей. Животные подают сигналы. Человеческая речь интенциональна, наделена смыслом. В Я. выделяют семантику, синтактику и прагматику. В качестве многоаспектного феномена Я. выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики.семиотики,психологии (психолингвистики), социологии (социолингвистики), культурологии и др. Ядром философской проблематики выступают: 1) проблема онтологического статуса языковых значений («слова» и «вещи»), проблема соотношения Я. и мышления.; 2) проблема структуры и функционирования Я. как семиотической системы, грамматического, логического, языкового формализма и его интерпретаций; 3) проблема соотношения естественных и искусственных Я., статус Я. в онтологии человеческого существования и др.; 4) Я. и психология, 5) в рамках современной (постмодернистской) философии Я. проблемы текста и интертекстуальности, нарратива и письма, дискурса и власти.
        Как связаны слова и вещи, высказывания и мысли, тексты и переживания — все это остается главным спорным вопросом философии Я. Некоторые авторы придерживаются теории соответствия, согласно которой высказывания являются истинными или ложными в зависимости от соответствия или несоответствия объективным положениям дел. Др. настаивают на непосредственной связи имен и вещей (звукоподражательная гипотеза, или более изощренная теория внутренней формы слова). Третьи полагают, что слова являются условными знаками, смысл и значение которых определяется соглашением языкового сообщества. Согласно К. Бюлеру, Я. — инструмент, посредством которого один сообщает др. нечто о вещи. Им же выдвинута идея принципиально единой структуры всех Я., на основе которой можно сравнивать различные конкретные Я. Ф. де Соссюр определял Я. как общественный продукт языковой способности и совокупность соглашений, принятых социальным организмом, чтобы эта способность могла осуществиться у индивидов. Знаки, функционально предназначенные для «выражения идей», абсолютно безразличны по отношению к содержанию последних и являются результатом закрепленной в традиции конвенции. Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (план выражения) и означаемого (план содержания).
        В рамках современного языкознания сложились следующие парадигмы: 1) копенгагенская школа с ее программой создания глоссемантики (Л. Ельмслев); 2) пражский лингвистический кружок (В. Матезиус, С.Н. Трубецкой, Р. Якобсон); 3) амер. школа дескриптивной лингвистики (Л. Блумфилд, 3. Харрис, В. Блок, У Хоккет), исследовавшая речевое поведение с позиций бихевиоризма; 4) школа этнолингвистики (Э. Сепир, Г. Пайк, Б. Уорф); 5) франц. структурно-формальная школа; 6) школа социолингвистики (У Уитни, Дж. Фишман, У Мейбов); 7) школа системно-теоретической лингвистики (Г. Гийом); 8) когнитивная лингвистика.
        В философии также существует множество подходов к Я.: 1) теория типов Б. Рассела и семантика Г. Фреге; 2) программа логического позитивизма Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап), на передний план выдвинувшая проблему значения, в качестве критерия которого была предложена верификация; 3) феноменология Э. Гуссерля, в основе которой лежит понятие интенциональности; 4) фундаментальная онтология М. Хайдеггера, в которой Я. понимается как «дом бытия»; 5)теория символических форм Э. Кассирера; б) аналитическая философия Я. (Л. Витгенштейн и его последователи); 7) герменевтика, разрабатывающая проблему понимания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр); 8) теория речевого действия (Дж. Остин, Дж. Сёрл); 9) концепция несозмеримости Я. и невозможности радикального перевода (У Куайн, Д. Дэвидсон, Р. Рорти); 10) концепция Н. Хомского, создавшего трансформационную (генеративную) модель Я.; 11) психоаналитическая трактовка Я. как выражения желания (Ж. Лакан); 12) структурализм (К. Леви-Стросс) и постструктурализм (Р. Барт); 13) теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) и трансцендентальная прагматика (К.-О. Апель); 14) постмодернисткая философия Я. (теория дискурса как диспозитива власти М. Фуко, деконструкция Ж. Деррида, шизоанализ Ж. Делёза; 15) в отечественной традиции кроме перечисленных направлений (особенно логической семантики и структурализа) разрабатываются оригинальные программы (коммуникативная герменевтика М.М. Бахтина, философия имени А.Ф. Лосева и др.).
        Становление философии Я. оказывает существенное воздействие не только на структурную организацию, но и на содержание проблемных полей философского знания, охватывая своим влиянием не только гносеологию и методологию, но также и онтологию, антропологию и др. В этой связи говорят о лингвистическом повороте в современной философии, задающем перевод содержательных проблем в плоскость Я. и поиск их решения посредством языковой аналитики. Примером тому является так называемая онтологическая проблема, решение которой найдено в сопоставлении различных описаний мира и выборе среди них наиболее эффективного. Точно так же обсуждаются социальные (логика социальных наук, аналитическая философия истории, нарратология), моральные (этика дискурса), экзистенциальные проблемы (гермневтика) и даже религиозные проблемы (эпистемология религиозных верований).
        Б.В. Марков
        Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; Бюлер К. Теория языка. М., 1993; Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988; Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984; Дэвидсон Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Деррида Ж. О грамматологии.М., 1999; Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2002; Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972; Куайн У.В.О. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986; Лакан Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. М., 1995; Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская школа семиотическая школа. М., 1994; Мак-Лю-эн М. Галактика Гуттенберга. Киев, 2003; Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001; Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989; Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995; Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М., СПб., 2000; Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998; Семиотика. М., 1983; Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Структурализм: «за» и «против». М., 1975; Теория метафоры. М., 1987; Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960; Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991; Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М., 1995; Фреге Г. Мысль // Логика. Философия. Язык. М., 1986; Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Воля к знанию. М., 1997; Он же. Слова и вещи. М., 1979.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    автокод, аймара, алгол, ассемблер, африкаанс, балочи, бамана, банту, барбакоа, бейсик, бенгали, било, бо, богомол, бокмол, ботало, веник, висайя, волапюк, галла, гендерлект, гереро, говор, гуарани, дари, джава, диалект, жаба, жало, задвижка, звон, звякало, зулу, ибо, иврит, идиш, идо, интерлингва, интернет-язык, йоруба, кави, каннада, каннара, канури, кашмири, ква, квакало, кечуа, киконго, кикуйю, кимбунду, киноязык, кирунди, клепало, кобол, койне, коми, конго, коса, кру, кхаси, ладино, латынь, лизун, линкос, лого, лопата, луба, луганда, майя, майя-соке, макроассемблер, малаялам, малинке, манде, мандинго, манипури, маори, маратхи, масаи, метаязык, метла, мунда, наречие, науэ, нация, невари, нуэр, ньянджа, опер, орган чувств, ория, пазилалия, пайтон, пали, пангасинан, панджаби, пано, пасилингва, пехлеви, пиджин, пищик, пленный, постскрипт, пракрит, праязык, пролог, псевдокод, пушту, речь, руанда, рунди, санскрит, сантали, си, синдхи, синтол, следователь, слог, сомали, стиль, суахили, субпродукт, суперстрат, тагалог, тати, телугу, терка, тораджи, тотонак, тсонга, тукано, тумак, урду, фарси, филиппино, фортран, фотран, хауса, хинди, хиндустани, чесалка, шамбала, шлепалка, шлепало, эве, эрланг, эсперанто, ява, яваскрипт, язык-источник, язык-основа, язык-посредник, язычина, язычишко, язычище, язычок


Просмотров: 1455
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “Слова и вещи”
  • “ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Женская речь (язык)
  • Женская речь / язык
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Разговорная речь / язык
  • Слова и вещи
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • сознания школа только
  • ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса)
  • ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ
  • Функционально второй язык
  • Функционально второй язык
  • Функционально первый язык
  • Функционально первый язык
  • Функционально-активный язык
  • Функционально-активный язык
  • школа военной философии
  • школа только сознания
  • Школа языкового существования
  • Школа языкового существования
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • язык логики
  • Язык мысли
  • Язык, истина и логика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь