эмпирический базис в науке


эмпирический базис в науке
        ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС В НАУКЕ — элемент структуры научного знания, обеспечивающий связь концептуально-теоретического аппарата науки с данным в наблюдении и эксперименте объектом (см. Эмпирическое и теоретическое знание).
        Сторонники эмпиризма (напр., логического эмпиризма) интерпретировали Э. б. в духе «чистого опыта», понимая его в качестве безусловной проверочной основы всей науки (см. Верификационизм). Несостоятельность такого подхода породила в постпозитивистской методологии науки реакцию в форме «пантеоретизма», который, исходя из представлений о «концептуально-теоретической нагруженности опыта», релятивизировал отношение между теоретическим и эмпирическим и, по существу, приходил к отрицанию специфической роли Э. б. в структуре науки. Концептуально-теоретическая интерпретация опыта, включение его в контекст определенной теории и дальнейшее его использование для эмпирического подтверждения теории (или в качестве контрпримера) всегда направлена на некоторый полученный независимо от нее материал, хотя его получение и оформление, в свою очередь, предполагает альтернативные способы осмысления. Несомненно, не существует субстанция чистой эмпирии, которая могла бы быть зафиксирована безотносительно к какой-либо интерпретации и концептуализации. Констатация обнаруживаемых опытным путем ситуаций всегда предполагает определенное концептуальное истолкование, с необходимостью обусловливаемая, в частности, выражением в языке науки данной ситуации. С этим связана известная проблематичность понятия «научного факта», который не может рассматриваться как нечто непосредственно данное, а должен истолковываться как научная конструкция, включающая компоненту концептуально-теоретического истолкования. Хотя не существует и не может существовать в теле науки никакая субстанция чистой эмпирии, существует необходимость проецирования научных систем на данные опыта, в результате чего и формируется Э. 6. науки. Последний тем самым оказывается некой конструкцией, «материя» которой имеет своим источником внешнюю, по отношению к научно-концептуальной системе, информацию; и она, следует подчеркнуть, в противоречие со взглядами пантеретизма может быть получена совершенно независимо от научно-концептуальной системы. Форма же ее, структурирование этой внешней информации, задается концептуальным аппаратом науки. В переплетении этих двух исходных начал и лежит источник трудностей философско-методологического осмысления сущности Э. б. науки. Эмпиризм абсолютизирует при этом внешний источник Э. б., его «материю», а пантеоретизм — его принадлежность системе научного знания, концептуально-теоретическое, формообразующее его начало. Последнее всегда направлено на независимый от данной научной системы материал, хотя, по необходимости, определенным образом и концептуализированный. Данное обстоятельство и позволяет, напр., И. Лакатосу говорить о наблюдательных теориях. Таким образом, несомненная концептуально-теоретическая нагруженность утверждений о фактах науки, включенных в Э. б., не означает все же, что эти утверждения получают свое содержание исключительно от научно-концептуальных систем.
        См. также Факт, Опыт, Эксперимент.
        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1715
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • антропология науки
  • введение в науки о духе
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • классификация науки
  • логика научного познания (логика науки)
  • методология науки
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • нормы науки
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • основания науки
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • предмет науки
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
  • ЧАСТНЫЕ НАУКИ
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • ЭТИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • ЯЗЫК НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь