Функция и поле речи и языка в психоанализе


Функция и поле речи и языка в психоанализе
        «ФУНКЦИЯ И ПОЛЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА В ПСИХОАНАЛИЗЕ» («Fonction et champ de la parole et du langage en psychanalyse») — программа переосмысления психоанализа, выдвинутая в 1953 франц. психиатром и психоаналитиком Жаком Лаканом. Этот текст был произнесен на конгрессе романоязычных психоаналитиков в Риме (так называемая «Римская речь») и опубликован, с некоторыми изменениями, в сборнике «Ecrits» в 1966; рус. пер. — М., 1995. Он принес Лакану широкую известность и за рамками п:ихоаналитических кругов. Этот манифест, провозгла11 аемый критиком и реформатором, подчеркивает, что психоанализ в Европе погряз в интроспекционистских иллюзиях, в Америке — в приспособительских практиках, нацеленных на вписывание пациента в социум любой ценой. Дать психоанализу новую жизнь можно, лишь осознав его укорененность в языке и речи и выведя из этого радикальные теоретические и практические следствия.
        Лакан не приписывает этого «прометеевского» открытия роли языка и речи в психоанализе себе: оно сделано 3. Фрейдом, но вскоре было забыто. А потому свой путь Лакан называет «возвратом к Фрейду», который утверждал, что сон имеет структуру фразы или ребуса, а проработка сновидений или, скажем, повседневных ошибочных действий требуют их прочтения с учетом тех синтаксических сдвигов и смысловых сгущений, которые указывают на скрытые в бессознательном желания. Как известно, Фрейд (вместе с Д. Брейером) применял метод лечения, который пациентка Анна О. с самого начала окрестила термином «лечение словом» (talking cure): проговаривание травмы, словесное упоминание патогенного события приводило к исчезновению симптомов. Лакан усиливает идеи, которые содержались у Фрейда, и расширяет сферу их применения: для него «симптом целиком разрешается в анализе языка, потому что и сам он структурирован как язык», или даже является своего рода языком.
        К чему бы ни стремился психоанализ — к исцелению больного, к изучению психики или к профессиональной подготовке будущего аналитика, — речь пациента оказывается единственным его средством. При этом субъект осознает смысл своей истории в том виде, в каком он воссоздается речью, адресованной др. человеку. Ошибочно считать, будто аналитик имеет дело с самой переживаемой субъектом реальностью (это — позиция интуиционистской психологии) или же с какими-то объектами по ту сторону речи субъекта. Бессознательное, увиденное через призму языка и речи, можно представить как нечто доступное прочтению. Оказывается, что бессознательное есть та глава человеческой истории, которая как бы подверглась цензуре и теперь отмечена пробелами, но истина записана в др. местах — в телесных симптомах, в воспоминаниях детства, в эволюции запаса слов и их употреблений, в легендах, облекающих личную историю в героизированные формы. В любом случае, «бессознательное субъекта — это речь другого», резонанс в коммуникативных цепях.
        Работа с бессознательным как с языком раскрывает те последствия, которые вытекают из принадлежности человека символическому строю. Закон человека — это закон языка, закон символического обмена. В человеческой жизни именно мир слов порождает мир вещей. Лакан с удовольствием ссылается здесь на Ларошфуко: есть люди, которые никогда не влюблялись бы, если бы ничего не слышали о любви; любовь многим обязана символу и тому, что в любви принадлежит слову. Изначальный закон человеческого общества — императивный по форме, но бессознательный по структуре — идентичен строю языка. Он регулирует брачные союзы и ставит над царством природы царство культуры. В соответствии со своим языковым пониманием бессознательного Лакан трактует фигуру отца в семейном треугольнике: для психоанализа важен не реальный и не воображаемый отец, но, скорее, «имя отца» как носителя символической функции, обеспечивающей человека законом наследования и преемственности.
        Переосмысление психоанализа требует иначе вписать его в культуру и в систему обучения. Для этого в программу идеального факультета психоанализа, куда Фрейд некогда включал психиатрию, сексологию, историю цивилизации, мифологию, психологию религий, историю и литературную критику, Лакан добавляет риторику, диалектику (прочитываемую по Аристотелю), грамматику и поэтику. Но самые главные для современного психоанализа научные дисциплины — лингвистика (особенно ее открытие фонемы как функции звуковых оппозиций, способных различать смыслы), антропология и философия — классическая и новейшая. Чтобы стать наукой и не допустить вырождения психоанализа в чистую технику, ограничивающую его методологическую и интерпретативную базу предзаданными схемами, психоанализ должен неустанно вновь и вновь стремиться понять смысл своих понятий и своего опыта.
        Н.С. Автономова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1647
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Вариативность языка / речи
  • Вариативность языка / речи
  • Дублирующая функция языка
  • знание-как и знание-что
  • индикативная функция речи
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Когнитивная функция языка
  • Коммуникативная Функция Речи
  • коммуникативная функция речи
  • Коммуникативная функция языка
  • Консолидирующая функция языка
  • Консолидирующая функция языка
  • Контактоустанавливающая функция языка
  • Контактоустанавливающая функция языка
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Познавательная функция языка
  • предикативная функция речи
  • семантическая функция речи
  • Семантическая Функция Речи
  • Символическая функция языка
  • Социальная вариативность языка/ речи
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • указательная функция речи
  • функция речи
  • эмоционально-выразительная функция речи
  • Эстетичесая функция языка
  • языка функции (употребление языка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь