триада


триада
        ТРИАДА (греч. трюс., род. падеж трюбос, — тройка) — способ трехчастной организации предметности мысли и развертывания самой мысли, часто встречающийся в истории философии.
        Триадический метод коренится в архетипах культурного сознания и тесно связан с мифологической образной логикой. В античной философии Т. являются распространенным способом структурирования мысли: таковы многие космологические, композиционные, риторические схемы досократиков, использующие семантику верха—низа—середины; начала—середины— конца; центра — периферии — среды; покоя—движения—возвращения и т.п. Активно пользуется Т. Платон (напр., в «Тимее», «Филебе», «Государстве», во 2-м письме). Для Аристотеля существенны такие схемы, как крайности и их «середина»; тройная структура силлогизма. Плотин, Порфирий и Прокл превращают Т. в системный инструмент рассуждения. Долгую историю имели плотиновская Т. «Единое—Ум—Душа» и прокловская Т. «пребывание—исхождение—возвращение» (использованная Гегелем). В христианском тринитарном богословии — при его радикальном догматическом отличии от язычества — видны следы античной философии. В историософии Эриугены, Иоахима Флорского, Данте нарастает мотив темпорального развертывания элементов Т. как исторических эпох. В нем. спекулятивной философии Т. становится одной из основных оперативных категорий. Гегель строит свои тексты как многоуровневую систему Т., которые находятся в отношении взаимообъяснения и взаимообоснования (оговариваясь при этом, что Т. — лишь поверхностная сторона познания). Основная ритмическая схема Т. у Гегеля: полагание некоего содержания (тезис) — переход его, в силу вскрытого противоречия, в свою противоположность (антитезис, зачастую имеющий структуру двоичной оппозиции) — вбирание и сохранение наработанного содержания в некой конкретной, сознающей себя в конечном счете целостности (синтез). В дальнейшей европейской традиции Т. использовались или в гегельянском модусе (с разной степенью адекватности), как, напр., в марксизме, или в качестве достаточно внешнего приема организации мысли (с разной степенью исторической аллюзивности), как, напр., у Вл. Соловьёва.
        АЛ. Доброхотов
        Лит.: Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира.Т. 2. М., 1982; Peters P. E. Greek Philosophical Terms. N.Y., 1967; Beierwaltes W. Proklos. F / M., 1979; Beierwaltes W. Identitat und Differenz. F / M., 1980.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    единство, трехступенчатость, триединство, троица, троичность, тройка


Просмотров: 853
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • О всеобщей спекулятивной философии
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь