тайна


тайна
        ТАЙНА — нечто неизвестное и запретное, являющееся объектом познавательного интереса. Понятие «Т.» содержит в себе парадокс, поскольку, для того чтобы проявлять интерес, надо иметь представление об объекте интереса. Разрешение данного парадокса в человеческой культуре происходит, как правило, благодаря тому, что Т. связывается с чем-либо известным как его подоплека или объяснение. Этот принцип находит свое выражение в традиционном словоупотреблении: слово «Т.» (а также близкие по значению слова — «загадка», «секрет» и т.п.) употребляется вместе с обозначением феномена, объяснением которого должна служить разгадка Т. («Т. материи», «Т. Бытия», «Т. смерти Александра I» и т.д.). В сфере естественных наук понятие «Т.» фактически применимо к любому объекту исследования, в то время как задачей гуманитарных наук иногда является модификация либо перекомпоновка информации, уже известной социуму и потому не могущей считаться таинственной.
        Многовековые размышления о причинах существования и степени доступности таинственного привели к формированию трех основных подходов к пониманию Т.:
        1) как еще непознанного, т.е. являющегося предметом возможных будущих исследований для прогрессивно развивающейся науки, дальней перспективы познания;
        2) как непознаваемого, т.е. принципиально находящегося за пределами возможностей человеческого познания, как превосходящего потенциал человеческого разума в силу чрезмерной сложности, принципиальной абсурдности, либо отделенности непреодолимыми препятствиями.
        3) как сокрытого, т.е. в принципе (кому-то) известного, но сознательно скрытого, засекреченного, зашифрованного.
        Представления о Т. как еще непознанном стали обыденными в Новое время, как составная часть концепции позитивного прогресса знания. Современные традиционные взгляды на перспективы естественных наук содержат в себе сочетание представлений о непознанном и непознаваемом. Хотя любой имеющийся во Вселенной порядок бытия является в принципе познаваемым, вся Вселенная в целом, будучи бесконечной, принципиально непознаваема.
        Классическим примером представлений о принципиально непознаваемом можно считать средневековые христианские представления о непознаваемости Бога, следствием которых стали философский и мистический иррационализм, апофатическое богословие (как обходной путь познания непознаваемого), концепция «ученого незнания» Николая Кузанского и т.д.
        Проблематика «сокрытого» исторически связана с представлениями об эзотеризме, т.е. о знаниях, специально скрываемых избранным меньшинством от вульгаризации или неподобающего использования профанным большинством. В Средневековье иногда высказывалось мнение о намеренном сокрытии Богом некоторых природных или духовных Т. (аргументация Церкви против анатомического исследования трупов).
        В современном обществе аналогичная проблематика «сокрытого» присутствует, прежде всего, в форме юридически охраняемых секретов — государственной, военной, коммерческой Т. и т.п. Сложная терминология философии и некоторых др. наук отчасти является результатом сознательной политики сообщества специалистов, пытающихся превратить свою отрасль знания в «эзотерическую» и тем самым воспрепятствовать деятельности не входящих в сообщество «независимых» исследователей. Теория М. Хайдеггера об истине как «потаенности», которая с помощью феноменологического исследования выводится в «несокрытость», одновременно содержит в себе элементы представлений о таинственном и как о «еще непознанном», и как о «сокрытом».
        Таинственное образует горизонт познания, являясь одновременно его пределом, и указанием на дальнейшие направления развития. От интерпретации таинственного как предела познания зависит общая оценка перспектив последнего; способность к бесконечному прогрессивному развитию и к адекватному схватыванию может быть приписана познанию только при условии понимания Т. как подвижной границы, отодвигающейся и преодолеваемой по мере исследования бытия познающим разумом. Абсолютизация Т. как космологического, когнитивного либо социального предела обрекает познание на замкнутость в регионах, не расширяющихся далее заданных границ, а в силу этого — на заведомую неадекватность бытию.
        К. Г. Фрумкин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    арканум, загадка, закрытое дело, книга за семью печатями, между нами, мистерия, непостижимость, подноготная, подноготная правда, подоплека, причина, секрет, сфинксова загадка, таинство, тайна за семью печатями, тайна мадридского двора, тайность, угубина, энигма


Просмотров: 939
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь