развитие


развитие
        РАЗВИТИЕ — необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась познавательная философия, обосновывавшая саму возможность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц и наукоучение 19 в. — Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предполагает движение мысли от субъекта к все более глубокой сущности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Достижения отдельного ученого включаются в дедуктивный ряд Р. научного знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысление возможности такого рода движения в наиболее завершенной форме мы находим в философии Гегеля. Понятие снятия является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой — сохранение его как момента более развитого нового целого. В позитивизме 19 в., прежде всего в лице О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, обосновывается научный подход (в смысле позитивной философии) к изучению процесса Р. Ими, вслед за Тюрго, Кондорсе, Сен-Симоном, подчеркивается, прежде всего, прогрессивность Р. человеческой мысли и общества. Причем за образец берется Р. научного знания, где особенно отчетливо просматриваются такие характеристики Р., как поступательность, необратимость, прогрессивность. Особенности Р. науки переносятся и на развитие общества в целом.
        В 19 в. идея Р. стала доминирующей и в естествознании, прежде всего благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина. К концу 19 в. идея Р. прочно внедрилась в концепции истории общества, научного знания, органического и неорганического мира. Особенностью эволюционных концепций 19 в. было отсутствие интереса к началу, источнику процесса Р. В теории Дарвина нет объяснения источника возникновения изменений, которые делают возможным естественный отбор. В эволюционной геологической теории Лайеля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, главное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического Р. В истории общества подчеркиваются преемственность и традиции, эта история «списывается» с дедуктивного ряда Р. научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью ученого, не анализируются логически. Революционные ситуации если и признаются как некоторый эмпирический факт, то в концепцию Р. включаются в качестве эволюции — то ли как «поглощаемые» эволюцией путем поиска все новых предшественников, то ли как убыстренное во много раз эволюционное Р., то ли как начало Р., но отодвигаемое в бесконечно далекое прошлое.
        В 20 в. ситуация радикально меняется. И в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал Р. В связи с этим тщательному изучению подвергаются революции в истории, прежде всего в истории науки. Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот: в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюционного периода в Р. науки. Если в ходе научной революции новая парадигма создается полностью и целиком (Т. Кун), то на долю эволюции приходится деятельность не творческая, реализуемая строго в рамках господствующей парадигмы. Если в ходе революции возникает лишь проект новой теории или научно-исследовательской программы (И. Лакатос), то в эволюционный период актуализируются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и научная деятельность вполне может носить творческий характер.
        Переосмысление понятий эволюционного Р. и революции связано и с трансформациями в понимании времени. В экзистенциализме, в феноменологии, в постпозитивизме толкование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план, и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее. М. Хайдеггер пишет: «Присутствие "есть" свое прошлое по способу своего бытия, которое... всякий раз "сбывается" из его будущего» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 20). Или еще: «Сущее в его бытии схвачено как "пребывание", т.е. оно понято в виду одного определенного модуса времени, "настоящего" (Там же. С. 25). При таком понимании времени понятие Р. как движения от прошлого через настоящее к будущему даже в истории отступает на задний план. Научное знание, эволюция которого в 19 в. служила некоторой моделью для написания истории общества в целом, во второй половине 20 в. истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд Р., сколько как образующее некоторую целостность вместе с социальными, личностными и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события.
        Аналогичные процессы происходят и в биологическом знании. Линейное Р. во времени как предмет исследования уступает место точке мутационного генетического изменения. В физике и космологии в 20 в. все более пристальное внимание уделяется моменту начала Вселенной. Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводятся интенсивные исследования, теоретические и экспериментальные, касающиеся первоначального состояния материи.
        Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике. И. Пригожий вводит понятие бифуркаций — точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего — к уникальному и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются процессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции совершенно в новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы» (Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 56). Внимание и здесь, в синергетике, сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного процесса.
        Л.А. Маркова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    анагенез, воспитание, вырабатывание, горизонт, изменение, изощрение, интересы, круг интересов, кругозор, обновление, онтогенез, подвижка, подъем, поступательное движение, прогресс, продвижение, продолжение, пролификация, протекание, процветание, процесс, развивание, развитость, расширение, рост, саморазвитие, сдвиг, совершенствование, созревание, соцразвитие, становление, сформирование, течение, улучшение, усовершенствование, уточнение, формирование, ход, шаг, шаг вперед, эволюционирование, эволюция


Просмотров: 1129
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь