приоритет в науке


приоритет в науке
        ПРИОРИТЕТ В НАУКЕ (нем. Prioritat, от лат. prior — первый) — форма профессионального и социального признания научного вклада как со стороны исследовательского и дисциплинарного сообщества, так и более широких социокультурных кругов; признания первенства того или иного ученого в выдвижении инновации. Существование в истории науки наряду с уникальными открытиями (по данным Д. Прайса, их более 58%) одновременных и повторных инноваций остро ставит вопрос об авторстве, о времени выдвижения и обоснования выдвинутой идеи, гипотезы, теории. Так, закон сохранения энергии был почти одновременно открыт Майером, Джоулем и Гельмгольцем, хотя пути движения каждого из них к этому закону были разными. П. в н. определяется с помощью фиксации времени присылки монографий в издательства, статей в редакции журналов или времени их публикаций, с помощью эпонимики, т.е. приписывания имени ученого тем или иным осуществленным им открытиям (напр., законы Ньютона), определения авторства в историко-научных описаниях и реконструкциях, системы патентов на новые идеи, открытия, изобретения, с помощью системы цитирования публикаций ученых.
        Если в философии науки 19 в. споры о П. рассматривались как выражение комплекса психологических мотивов (на доминирование, первенство и др.), как свидетельство социально-психологической патологии, разрушающей ориентацию на поиск истины, а одновременные открытия — как показатель внутренней объективной логики развития научного знания, то во 2-й половине 20 в. социология науки в рамках парадигмы обмена (Р. Мертон, Н. Сторер) рассматривает П. в н. как обмен вклада на признание, как один их тех стимулов, которые подкрепляют социально признанное ролевое поведение ученых. Социологический анализ споров о П. в н. был укоренен Мертоном в амбивалентности (противоречивости) установок ученого. Споры за П. — факт хорошо известный в истории науки — стали анализировать не в контексте амбиций и психологических притязаний ученых, а в контексте профессионального признания как вознаграждения за научные достижения. Этот контекст может быть различным — научные школы, национальное научное сообщество, невидимые колледжи, международное дисциплинарное сообщество, премии, цитирование и др.
        Споры о П. приобретали (особенно с конца 19 в.) ожесточенный и даже националистический характер, когда ради престижа и интересов национальных научных школ использовались даже подделки научных рукописей (например, подделка рукописей Б. Паскаля, которые рекламировались французским геометром М. Шалем в качестве трудов первооткрывателя законов, незаслуженно приписанных Ньютону; или завышение вкладов русских ученых в период борьбы против космополитизма после окончания 2-й мировой войны). Конкурентная борьба за П. в н. может оказать и оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения внутри научного сообщества, на коммуникацию между учеными, на социально-психологический климат в исследовательской группе.
        А.П. Огурцов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 972
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь