От наукоучения — к логике культуры. Два философских...


От наукоучения — к логике культуры. Два философских...
        «ОТ НАУКОУЧЕНИЯ — К ЛОГИКЕ КУЛЬТУРЫ. ДВА ФИЛОСОФСКИХ ВВЕДЕНИЯ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК» — Эта книга B.C. Библера (М., 1991) является вторым, значительно дополненным изданием его работы «Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога», опубликованной в 1975. Побудительным мотивом к подготовке этого расширенного издания явилось желание автора обосновать идею, что социальные, духовные, исторические потрясения конца 20 в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно, мышление человека конца 20 в. может быть осмыслено в понятиях особого типа разумения — философской логики культуры.
        Если в нововременной логике главным является отношение субъект—предмет, то логика у Библера сосредоточена на отношениях прежде всего диалогических, между субъектами. Да и любой предмет мира, понимаемый Биб-лером «как если бы он был произведением», воплощает в себе субъектные черты своего автора. Именно этим он интересен с логической точки зрения, а не тем, что может стать предметом познания. Однако отношение субъект-предмет не исчезает из философии, мышление должно быть предметным. Чем больше участников диалога, чем больше собеседников, «тем более несводим к той или иной логике бесконечно-возможный мир, тем более «колобок» бытия плотен, непоглощаем, загадочен, выталкиваем «во-вне» мысли» (С. 312).
        В Новое время в системах философского обоснования познавательного научного мышления (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) субъект противостоял предмету. Познание стремится к абсолютной объективности. Но такой подход имеет реальный смысл только в том случае, если предполагается неизменность исходного предмета (и субъекта) познания. Бесконечная реальность мира — это не «Я». В Новое время, чтобы знать вещи, необходимо обнаружить в них нечто независимое от моих знаний о вещах и от самого моего бытия. В вещах надо обнаружить то, что они есть «сами по себе».
        Взгляд из 20 в. делает эти особенности классического мышления даже более выпуклыми, четкими, многие из них проговариваются и фиксируются, между тем как в Новое время они воспринимались как нечто само собою разумеющееся и не требующее специальной логической интерпретации. Сегодня классическая наука предстает одной из форм актуализации возможного мира, тогда как культура — другая форма такой актуализации. Бесконечно-возможный мир всегда находится как бы накануне творения, его еще нет.
        Суть научной революции 20 в. Библер видит, прежде всего, в том, что она радикально переформулировала логику построения классических теорий. В результате они обернулись своим «субъектным» определением и в этом качестве (как особый субъект теоретизирования) могли стать предметом преобразования. Ни нового субъекта, ни нового предмета еще нет, но появилось сомнение в единственности и непогрешимости классического субъекта (и предмета). Началом революции Библер считает осуществленную Бором трансформацию в концептуальном строе научного мышления. До Бора вопрос о том, что или кто есть «физик-теоретик» не имел никакого физического смысла. Этим могли интересоваться психолог, социолог, историк или сам ученый как любознательный человек, но к физической теории этот вопрос не имел никакого отношения; предметом физического исследования он быть не мог. Рассуждения о том, что индивидуальность автора теории может ощущаться только в ее недостатках (недостаточной точности, слабой формализации, логической неразработанности), носят явно послеборовский характер, пишет Библер. В 19 в. они были бы полной бессмыслицей. Что же изменилось в физической теории?
        Предметом физического знания становится точка перехода, взаимопревращения теорий, из которой на классическую теорию можно посмотреть со стороны, извне. Такая возможность появляется в принципе соответствия в виде «предельного условия» формирования классической теории; оно же (предельное условие) — точка формирования неклассической теоретической системы. В этой точке нет самих теорий, есть только импульс, момент их обоснования. Классическая теория уже не воспринимается как нечто единственно возможное, что, однако, не делает ее менее значимой и с логической, и с физической точек зрения. Скорее, наоборот. Когда классическая физика понимается как единственно возможная, то предполагается, что существует некая единственная логика, записанная в книге мира и с переменным успехом расшифровываемая поколениями физиков. Их теоретические построения всегда оказываются несовершенными, недодуманными, лишь приблизительно истинными по отношению к логике мира и к последующим теориям. Теперь же, рассматриваемая из точки взаимоперехода теорий, в момент своего формирования, она предстает уже как итог целенаправленного построения, как реализация одной из возможных логик бытия. «Но там, где построение, там и строитель, по положению расположенный извне строящегося или перестраивающегося здания... Вопрос о субъекте (классического) теоретизирования становится отныне физически осмысленным, "трудным". Больше того, он становится логической проблемой» (С. 123).
        Изменение отношения субъект—предмет в сторону усиления роли субъектных характеристик сближает науку с искусством, с культурой, позволяет говорить о результате научного исследования как о произведении, воплотившем в себе тем или иным способом какие-то черты своего создателя. В контексте библеровской философии это означает, прежде всего, самодетерминацию и диалогические отношения. И та, и другая характеристики демонстрируют в первую очередь особенность, индивидуальность, уникальность, свойственные произведению, будь то произведение искусства или произведение как результат научной деятельности. Самодетерминация, или обоснование собственными началами, предполагает ослабление и отход на второй план внешней детерминации из социума, истории, а в случае человеческого индивида — также и из физиологии, устройства мозга, биологических признаков человеческого организма.
        В книге Библера содержится оригинальный подход к решению актуальной проблемы второй половины 20 в.: о роли субъекта в научном мышлении. На базе анализа изменения этой роли, в книге показана неизбежность формирования нового типа философской логики — логики культуры, приходящей на смену, по мнению автора, доминировавшей в Новое время логики познавательного мышления.
        Л.А. Маркова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1857
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь