основания науки


основания науки
        ОСНОВАНИЯ НАУКИ — фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний в целостную систему и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
        Проблема О. н. активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии), появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации), усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость. Ряд компонентов и аспектов О. н. был выявлен и проанализирован в западной философии науки второй половины 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тул-мин — как «принципы естественного порядка», «идеалы и стандарты понимания»; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии науки проблематика О. н. исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции О. н.
        Структура О. н. определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских О. н. (см. Идеалы и нормы науки, Научная картина мира, Философские основания науки). О. н. выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация О. н. происходит в эпохи научных революций и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности.
        См. также Наука.
        B.C. Стёпин
        Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Структура и развитие науки. М., 1978; Природа научного познания. Минск, 1979; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984; Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987; Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Lakatos I. History of Science and its Rational Reconstructions // Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. 8, Dordreht-Boston, 1970; Laudan L. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientific Growth. Berkeley, 1977.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1157
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • антропология науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • идеалы и нормы науки
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ
  • институциональное развитие науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • логика научного познания (логика науки)
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • нормы науки
  • ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • предмет науки
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • философия науки
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • философские основания науки
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • ЭТИКА НАУКИ
  • ЯЗЫК НАУКИ
  • язык науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь