Логические исследования


Логические исследования
        «ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Logische Untersuchungen») — произведение Э. Гуссерля, положившее начало феноменологии как философскому направлению. Издано в 1900 (Т. I) и 1901 (Т. II) Рус. пер.: Логические исследования. Т. I. Пролегомены к чистой логике. Спб., 1909; Логические исследования. Т. II. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.
        Центральная тема 1т. — наука как теория, отличие теоретических и эмпирических наук. Логика как теоретическая (но не нормативная или практическая) дисциплина рассматривается в качестве основы методологии теоретического знания. Логическая связь идей как единство значений обеспечивает единство истин науки. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Первое различие раскрывается при обсуждении вопроса о сущности логики как теоретической дисциплины, независимой от психологии, и в критике психологизма — разного рода попыток представить логические связи как частный случай психологических, что ведет к скептицизму и релятивизму. Второе различие связано с постановкой проблемы истины и выявлением чисто логических условий возможности познания. Истина как идеальное единство значений, усматриваемое в фактах, не исчезает вместе с фактами. Совокупность значений (смыслов) неисчерпаема; это «царство истин», в котором может быть зафиксирована любая определенность вещей, любое предметное единство. При этом истины не изобретаются, но открываются, и систематика науки коренится в систематике вещей. Задача «чистой логики», программный очерк которой дан в заключительной главе I т., — выявить условия, при которых связи значений образуют теорию как единство объяснения определенной предметной области, т.е. выявить условия возможности теории как таковой.
        Т. «Л. и.» состоит из введения и шести больших разделов («исследований»); начиная со второго издания (1913) выходит в двух частях — VI исследование составляет отдельную книгу. Из исходной задачи — связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания и найти источник чистых логических понятий в созерцании, т.е. из феноменологии познания и мышления как описания определенного типа переживаний — вырастает феноменология сознания как комплекса переживаний. Феноменология — область нейтральных, по отношению к логике и психологии, исследований; она не является теоретической дисциплиной и должна отказаться от всех предпосылок, которые не могут быть реализованы в опыте как связи переживаний. В ее сфере существование внешнего мира — метафизический вопрос, а направление исследований — противоположно «естественному»: оно нацелено не на предметы, которые в «наивной установке» полагаются существующими, а на акты сознания и их смысловые содержания (значения). Метод исследования в «Л. и.» — аналитический; основная характеристика актов — различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения. Посредством серии различий характеризуются и содержания актов — значения, которые (поскольку познание реализуется в высказываниях) необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется как от материально-вещественного бытия знака, так и от его функций указания и признака, а также от данности в восприятии, памяти или фантазии и, главное, от предмета: то, о чем говорится, и то, что говорится — нетождественны. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. В теории абстрагирования (II исследование) проводится различие между общими и единичными предметами и их актами схватывания: акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. Подвергаются критике и учения, гипостазирующие общее (платонизм), и эмпирические теории абстракций (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). В соответствии с различием значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов — учение о части и целом (учение о самостоятельных и несамостоятельных частях) (III исследование) и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях — «чистая грамматика» (IV исследование). Проблема интенциональности сознания (V исследование) — кульминация «Л. и.». Интенциональность описывается как особый вид переживаний, характеризующийся смысловой направленностью на предмет и не зависящий от того, существует этот предмет или нет. Отношение интенции и предмета является не отношением двух вещей или части и целого, но особым отношением придания смысла. Различие интенциональных и неинтенциональных переживаний — ощущений (что фиксируется как одно из основных отличий от проводимого Ф. Брентано различения психических и физических феноменов) лежит в основе тезиса о возможности многообразно интерпретировать один и тот же комплекс ощущений. Интенциональные переживания составляет реальное (reell) содержание акта сознания. Интенциональный предмет, качество акта (представление, суждение и т. д), материя акта (его конкретная предметная отнесенность), его сущность (единство качества и материи) и полнота акта составляют интенциональное содержание акта. Любой вид акта содержит в своей основе представление как объективирующий акт. В заключительном, VI, исследовании рассматривается понятие познания как осуществление значения с определенной степенью полноты. Основная проблема здесь — это различение способов данности реального и идеального предметов. В соответствии с этим выделяются акты познания: сигнификация, созерцание (для реального предмета — восприятие, для идеального — категориальное созерцание, усмотрение общего), а также переживание совпадения мыслимого и созерцаемого (очевидность). Гуссерль выделяет четыре понятия истины, два из которых относятся к характеристике акта, др. же два — к характеристике бытия в смысле истины (истинное положение дел, истинный друг, истинные чувства). Понятие истины как тождества предмета самому себе, как бытия, явилось одним из источников учения об истине М. Хайдеггера.
        Как серия аналитических исследований, «Л. и.» не только оказали влияние на формирование различных вариантов феноменологии, но не утратили своего значения и для современных философских дискуссий.
        В.И. Молчанов
        Лит.: Бакрадзе К.С. Очерк и по истории новейшей и современной буржуазной философии. Г л. VI. Психологизм и чистая логика (Гуссерль). Тбилиси, 1960; Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в «Логических исследованиях» Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1467
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь