вычислительная эпистемология


вычислительная эпистемология
        КОМПЬЮТЕРНАЯ (ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — направление в современной эпистемологии, исследующее процессы познания и когнитивные способности, главным образом, с помощью моделей переработки информации, которые получили широкое применение и доказали свою эффективность в когнитивной и компьютерной науках, в информационных технологиях. В качестве отдельного направления эпистемологических исследований К. э. возникла относительно недавно. Обычно ее оформление связывают с созданием в начале 90-х гг. на философском факультете университета Ватерлоо (Онтарио, Канада) лаборатории вычислительной эпистемологии (Computational Epistemology Lab), которую вплоть до настоящего времени возглавляет профессор философии, психологии и компьютерной науки П. Тагард (P. Thagard). В задачу этой лаборатории входит проведение исследований в когнитивной науке и в тесно связанных с ней областях эпистемологии и философии. Главное внимание сторонники К. э. фокусируют на изучении познавательных проблем, касающихся когнитивных функций сознания, различных видов мышления, роли эмоций в мыслительных процессах. Значительное место в исследованиях по К. э. занимает и анализ таких вопросов, как основания когнитивной науки, понимание рациональности, когнитивные механизмы открытия и инноваций, концептуальные изменения, объяснительное рассуждение, мысленный выбор, когерентность в мышлении и действиях, аналогия, когнитивное моделирование и др.
        Как полагают сторонники К. э., в настоящее время наиболее эффективным эпистемологическим инструментом изучения умственных способностей, мышления и интеллекта является междисциплинарный подход, который предполагает взаимосвязь и интеграцию когнитивных представлений, разработанных в эпистемологии, в когнитивной психологии, в исследованиях по искусственному интеллекту, в нейронауке, когнитивной лингвистике и антропологии. Мышление и умственные способности можно успешно исследовать с точки зрения логики и информатики (как соединения в искусственных нейронных сетях), а также как манипулирование правилами, аналогиями, образами и т.д.
        Одной из важнейших задач К. э. является исследование мыслительных процессов, ведущих к продуцированию смыслов. По мнению, напр., П. Тагарда, предложившего общую теорию когерентности, продуцирование смысла является результатом специфической информационной активности когнитивной системы, которая сводится к подведению какой-то озадачивающей мысленной репрезентации под когерентные образцы (паттерны) уже имеющихся ментальных репрезентаций (они могут включать понятия, верования, цели, действия и пр.). По его. мнению, понятие когерентности может помочь объединить психологию и философию, особенно если речь идет о вопросах эпистемологии, метафизики, этики, политики и эстетики. Это понятие может также способствовать интеграции общей концепции познания с представлениями о когнитивной функции эмоций.
        Сторонники К. э. считают, что, вопреки традиционным представлениям, мышление и рассуждение часто оказываются процессами манипулирования ментальными репрезентациями, которые протекают с участием эмоций. Ментальные механизмы можно рассматривать как взаимодействие процессов, протекающих на молекулярном, нейронном, когнитивном и социальном уровнях. В результате такого взаимодействия продуцируются различные виды человеческого мышления — от обыденного мышления до мышления научного. Адекватная концепция эмоционально «нагруженного» мышления должна интегрировать вычислительные модели, описывающие ментальные процессы на различных уровнях. Причем предпочтение должно отдаваться нейрологически более
        реалистичным моделям. Идентифицируя и выявляя влияние эмоций на мышление в таких областях, как наука, право и религия, можно предложить пути улучшения процессов рассуждения.
        В настоящее время К. э. фактически является частью когнитивной науки — комплекса специальных дисциплин, изучающих когнитивные процессы и возможность их реализации в компьютерных устройствах.
        И.П. Меркулов
        Лит.: Меркулов И.П. Мышление как информационный процесс // Эволюция, мышление, сознание. М., 2004; Thagard P. Hot Thought: Mechanisms and Applications of Emotional Cognition. MIT Press, 2006; Thagard P. Mind: Introduction to Cognitive Science. (2 ed.). MIT Press, 2005; Gigerenzer G. Adaptive thinking: Rationality in the real world. N.Y., 2000; Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, 2000; Pear J. Causality: Models, reasoning, and inference. Cambridge, 2000; Finucane M.L., Peters. E„ & Slovic. P. Judgment and decision making: The dance of a f f e c t and reason // Schneider S. L. & Shanteau J. (Eds.) Emerging perspectives on judgment and decision research. Cambridge, 2003. P. 327—364.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 835
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Животные как модели (animal models)
  • История как проблема логики
  • Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)
  • когнитивные типы мышления
  • красота как методологический принцип познания
  • ленинградская школа эпистемологии
  • междисциплинарность в эпистемологии
  • Нарушения мышления (thought disturbances)
  • Науковедение как точная наука
  • петербургская школа эпистемологии
  • Плюрализм как модель познания
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • стиль научного мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Теория когнитивной последовательности
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь