качество и количество


качество и количество
        КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. — «Качеством называется видовое отличие сущности» (Аристотель. Мет. V 14.1020 а). Первая сущность, по Аристотелю, — это индивидуальный предмет (вот этот человек), а вторая — вид (люди) или род (животные) таких предметов. Соответственно, видовое отличие — это признак, присущий данной сущности и только ей. Именно такой признак фиксируется в классическом определении сущности через ближайший род и видовое отличие, например, в определении людей как разумных животных. Это позволяет определить качество как классообразующий признак, т.е. признак, присущий всем элементам класса и только им (предполагается, что класс может состоять и из одного объекта). Отсюда следует, что качество это такой признак индивидуального объекта, который позволяет включить этот объект в объем фиксированного понятия, например, «человек». Отсюда также следует, что у каждого эмпирического объекта по крайней мере столько же качеств, сколько существует понятий, в объем которых он входит.
        От качества индивидуального предмета важно отличать его сущность: всякая сущность есть качество, но не наоборот. Например, зарядовое число 79 — не только качество, но и сущность атомов золота: оно определяет все другие их признаки. А вот наличие у всех людей и только у них мягкой ушной мочки — лишь классообразующий признак и, следовательно, лишь качество.
        Не менее важно различать качество и свойство. Они принадлежат к разным парам категорий: качество выступает в паре с количеством, а свойство — с отношением. Отсюда следует, что в роли качества может выступать и свойство, и отношение: качество матери — ее отношение к детям. Качества делят на первичные и вторичные в зависимости от того, насколько адекватно они отражаются органами чувств: форма тела — первичное качество, его цвет и запах — вторичные.
        Развитием аристотелевского определения качества как видового отличия сущности является гегелевская его характеристика как непосредственной определенности вещи, тождественной с ее наличным бытием (Гегель. Соч. М.—Л., 1929. Т. 1. С. 157). Гегель поясняет: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Там же). Напр., лед, теряя свое качество, превращается в жидкость.
        Парная «качеству» категория «количество» используется для различения объектов, неразличимых качественно; напр., прямоугольников с равными сторонами, входящих в объем понятия «квадрат». Количественная неоднородность качественно однородных объектов задается их границами в пространстве и времени. Поэтому количество определяют как пространственно-временную определенность качественно однородных явлений.
        Аристотель различал два вида количества — множество и величину: «Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина — если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной — на части непрерывны» (Аристотель. Мет. V 14.1020 а). Множество определяется пересчетом, величина — измерением. Если пересчет — рутинная процедура, то разработка методов измерения — чрезвычайно сложная задача, являющаяся предметом специальной науки — метрологии. Первоначально множество осознавалось в понятиях «один» и «много», а величина — в понятиях «больше», «меньше» и «равно». Позднее для фиксации результатов пересчета и измерения стали употреблять цифры. Цифра — это знак, выражающий число; соответственно, число — не любое, а именно познанное, зафиксированное количество. Можно сказать, что «количество» — онтологическое, а «число» — онто-гносеологическое понятие.
        По Гегелю, количество, в отличие от качества, — это определенность, не «тождественная с самим бытием, а... снятая или безразличная» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 170). Качество связано с количеством. Их единство Гегель называет мерой: мера «есть определенное количество, с которым связано некоторое наличное бытие или некое качество» (Гегель. Там же. С. 184). Мера связывает не только количество с качеством, но и количественные изменения с изменениями качественными. Вещь, изменяясь количественно, лишь до определенных пределов, не перестает быть тем, что она есть, т.е. не перестает входить в объем соответствующего понятия, напр. «жидкость». Мера — это интервал, в границах которого предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество; напр., вода, нагреваясь, остается жидкостью. При выходе количественных изменений за границы меры происходит смена качества. В свою очередь, качественные изменения оказывают обратное воздействие на количественные. Эта взаимосвязь количественных и качественных изменений носит универсальный характер и фиксируется в законе взаимного перехода количественных изменений в качественные.
        Г.Д.Левин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1113
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
  • гештальт-качество
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • ЗНАК-ПРИЗНАК
  • КАЧЕСТВО
  • КАЧЕСТВО
  • КАЧЕСТВО
  • КАЧЕСТВО
  • Качество голоса
  • Качество голоса
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • Качество жизни (quality of life)
  • КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО
  • КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО
  • КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ
  • КОЛИЧЕСТВО
  • КОЛИЧЕСТВО
  • КОЛИЧЕСТВО
  • КОЛИЧЕСТВО
  • КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ
  • КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ
  • Комплекс-Качество
  • комплекс-качество
  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
  • первичные и вторичные качества
  • ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
  • ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь