картезианский идеал науки


картезианский идеал науки
        КАРТЕЗИАНСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИ — образ науки, который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал науки можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых.
        Формирование этого идеала происходило как в результате успехов естествознания, ориентировавшегося на математические и механистические модели, так и под влиянием социального контекста, в котором происходили генезис и развитие наук в это время. Глубокий политический и духовный кризис, охвативший Европу в первой половине 17 в., жестокости Тридцатилетней войны побуждали многих мыслителей апеллировать к идеалам универсального и неизменного порядка как в природе, так и в социальной жизни. Это выразилось в направленности мысли на абстрактное, общее, неизменное у представителей точных наук; это же заставляло социальных мыслителей искать аналогичные универсальные и неизменные элементы в «природе человека» и в социально-политической жизни.
        К. и. н. включает в себя онтологические, методологические и социологические составляющие. Его онтологические принципы состоят в следующем. Порядок Природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания — активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты.
        Методологические принципы суммируются в следующих положениях. Предметом науки является общее — универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Науки об индивидуальном не может быть — это область истории или искусства. Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов— неизменных и универсальных. В естествознании эти законы допускают математическую форму, и к этому идеалу должны стремиться и остальные науки. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение — это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм).
        Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, на рациональности и обоснованности. Субъект познания — контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство; ученые образуют наднациональную «республику ученых», живущую по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей.
        В.П Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1396
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • антропология науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • институциональное развитие науки
  • историографии науки методы
  • историография науки
  • классификация науки
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • нормы науки
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • ОПЫТНЫЕ НАУКИ
  • основания науки
  • ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
  • предмет науки
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • Риторика в истории науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • технические науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • философия науки
  • ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
  • ЧАСТНЫЕ НАУКИ
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь